Пионер 1989-04, страница 60

Пионер 1989-04, страница 60

ш

УЗЕЙ ОДНОЙ КАРТИНЫ

Леонид ЯХКИН

ВЕРНИСАЖ

Глупые умные вопросы

Хсхочущи* холст

В живописи тоже есть свои метод, своя теория Каждый художник знает основы этой теории — о свете и цвете, о линии и пятне, о композиции, о симметрии,

Было это лет десять току назад. Моего друга худож- о пропорциях. Бее учатся пс одним и тем же книга*-,

ника забрали в милицию Выяснчли его личность и от- Все видят небо, облака, землю, деревья, горы, дома,

пустили димой, погрозив: мол, больше не попадайся! людей. Но у каждого в его живописи свсе небо, свои

Друг мой, хоооший художник, не хулиганил, не бил деревья, свой цвет зимнего снега и осечнего леса. Один

витрин, не приставал к прехожим и уж тем оолее не художник нарисует все веточки и листочки, все грозди

грабил. Он молча стоял за мольбертом на улица и рисо- куста сирени. И он, кчк живой, заживет на картине

дел Но п том-то и штука, что рисовал он так как желал А другой — как бы наляпает цветных беофсоменных

и умел, а не так, как хотелось бы собравшиеся за его пятен. Вблизи ничего не поймешь; а отошел на несколь-

спиной зевпкам. ко шагов — вот он, сироневыи куст! Трепещет и перели-

Поначал/ кто-то хихикал, кто-то удивлялся, кго-то вается лилово-оранжевыгли бликами цветоЕ, и солнца,

спрашивал. А на холсте возникало совсем не то, что Циа художника увидели один и toy же куст И выразили

видели все окружающие. Вместо домов— неровные свое впечатление по-разному.

пятна, вместо горящих фонаоей — скопище точек, вме- В чем тут секрет? Что за тайна? Тайна эта — особое

сто проносящихся машин — переплетэние цветных ли- видение и i оображение художника, его утл и глаз, ний. Тогдс один возмутился. Другой обозлился. Тоетий воспылал гневом. И вот уж стали кричать:

— Абстракционист!.. Пачкун!..

И позвали милиционера.

Не повезло моему flpyiv художнику: за его спиной Пикассо когда-то сказал: «Еще никогда ни один ху-

собралиа невежды, которые своим невежеством ору- дожник не щекотал живопись так, как Матисс заста-

дуют как дуоинкой. Правда, и время было друое. вляя ее хохотать взахлеб!»

Сегодня умный милиционер только улыбнулся бы на Вот забавная фраза1 Ну, как это живопись ножно

требование арестовать рисующего человека. щекотать? Живач она, что ли? На самом деле Пикассо

Не люди, не сведущие в живописи, конечно же, не говорил не о самой живописи — о зрителе, о его вгечат-

пеоевелись. И они по-прежнему собираются вокруг ху- лении.

дожнила с мольбертом и задают почти всегда одни и те И тут самоо важное Все умные знания и высокое

же вопросы: умение художника — и цвет, и линия, и композиция —

— А почему у вас енэг не оелый, а синий? направлены на то, чтобы суметь п< редать зрителю кар-

— А почему этот дом не нарисован? тины свое впечатление, поразить его тем, чему сам

— А почему у вас люди не ходгт по земле, а будто удивился, внушить ему любовь к тому, что самому ему бы летают ? дорого.

— А почему вы вообще рисуете все неправильно, ~ И сделать это так, чтобы человек, не иглеющии поня-непохоже? тия о гайнах мастерства, проникся чувствами и мысля-

Эти на первый взгляд глупые вопросы сказываются ми художника, автора картины, очень даже углными Потому что, по сути, это вопросч и все же человек н< ведающий самых азов живопис-

самые главные в живописи. О цвете. О композиции. Об ной теории, не знаюший хотя бы основных ее направле-

образе, Об индивидуальности художника. ний, не слыхавший ничего о стилях, даже приблизительно не знающий истории живописи, вряд ли сможет по-настолщему «прочесть» картину, до конца осмыс- ^ лить ее. Ведь для того чтобы прочесть книгу, нужно ^ знать азбуку. х

великий сыщик Шерлок Холмс, глядя на обыкно- Мы не сможем, конечно же, на страницах нашего ^

венную троств с костяным набалдашником, мог опи- пуонала преподать вам науку живописи. Но, может быть,

сать и вн< шность ее владельца, и его профессию, и ха- заглядывая в наш «Музей одной каотины», вы захотите _

р&ктер, и привычки, и даже место жительства. 11о саг. ое узнать эту науку, найти и почитать книги, почаще бывать \

удивительное то, что опреДепял все это он по яьнь1м, в больших и малых музеях. И тогда на все «глупые» .

видимым каждому деталям и приметам. Тайны своей умные вопросы сумееге ответите сами. И не станете,

профессии он не держал в гайне. Метод сгои подробно как некие невежды, кричать. что непонятный ьам ху- |

и охотно объяснял. И все же тайна оставалась— это дожник — обманщик и пачкун. А попытаетесь его по-

его глаз и vm. В своем деле Шерлок Холмс был худож- нять и уж тогда решить для себя: интересен он вам

ник. видящий в обычном необычное, в привычном— или нет Потому что у каждого свои художник, как й

неожиданное. '-£- у каждого— свое воспр^ие мира и людей, §

58

Га на Шерлока Холмса

о.