Пионер 1989-06, страница 33

Пионер 1989-06, страница 33
ИГРА

«ПИРАТЫ»

Эта игра придумана и нарисована давно, в 1934 году. Ее автор — художник Владимир Михайлович Голицын. В молодости он был моряком и плавал в северных морях, а когда стал художником, море сделалось главной темой его творчества.

Еще Владимир Михайлович придумывал необыкновенные ' игры. Одна из них — «Пираты». Когда-то эту игру показали Алексею Максимовичу Горькому. «Сделанный художником В. Голицыным макет игры для детей «Пираты» мне кажется заслуживающим внимания и издания»,— написал он.

У игры «Пираты» сложная судьба.

После того как ее одобрил Максим Горький, она оказалась на столе у редактора издательства «Мособлосвода» Н. Н. Глаголева. Он начал готовить игру к печати. Ничто вроде бы не предвещало разочарований. Приближался новый 1935 год.

А 1 января 1935 года Н. Н. Глаголева арестовали...

Владимир Михайлович Голицын отнес «Пиратов» в другое издательство — КОИЗ. Там за один год успели смениться на посту главного редактора двадцать человек. Один из них усмотрел, что название игры недопустимо. Тираж «Пиратов» пошел «под нож».

В тридцатые годы «под ножом» исчезали не только игры, книги, статьи — люди, семьи, судьбы.

Трагично оборвалась жизнь Владимира Михайловича. В 1941 году его, больного человека, тоже арестовали. В одном из сталинских лагерей он вскоре умер.

Сегодня с игрой «Пираты» познакомятся около двух миллионов читателей журнала «Пионер». Дети и взрослые склонятся над нею в тысячах квартир, сотнях домов пионеров, десятках пионерских лагерей. И все те, кому полюбится эта удивительная игра, поймут и поверят: ничего-ничегошеньки нет в ней страшного. Эта игра про свежий ветер и про то, как ходить под парусами, про острова и проливы Атлантики, штили и ураганы, хитрые маневры и яростные сражения... Попутного ветра!

В «Пираты» играют, вдвоем — один за «испанцев», другой за «пиратов»; втроем— за «пиратов» играют двое. Играющих может быть и до девяти— у каждого по кораблю.

Корабли расставляются: испанские— в порт Вера-Крус, пиратские — по своим базам (их на карте шесть). Задача «испанцев» — перевезти из Америки награбленные там сокровища в Испанию, в порт Кадикс Задача «пиратов» — отбить у «испанцев» сокровища и увезти в один из своих портов. «Сокровища» везет один галеон, его название «испанцы» тайно от «пиратов» пишут на листке и прячут под карту. Начинают игру испанцы. Корабли могут ходить везде, где есть квадратики, но на одном квадратике— кроме как в портах— находиться или проходить два корабля не могут. Нельзя ходить через чужие порты.

Играющий сначала крутит вертушку— выбивает ветер для своих кораблей. Стрелка остановилась: на желтом — штиль, галеоны не ходят, а пиратские бригантины на веслах могут идти в любую сторону на одну клетку. На красном — ураган, корабль дрейфует по ветру на одну клетку и гибнет; если повторный ураган гонит на береговые скалы, но на свой или чужой корабль не сносится, корабль остается на месте. В порту ураган тоже не страшен, только выйти нельзя. Голубой цвет— свежий ветер: соображай, куда тебе идти. Корабли ходят по восьми румбам компаса — ветер дует с норда (N — север), веста (W — запад), зюйда (S — юг), оста (О — восток) и с норд-веста (NW — северо-запад), зюйд-веста (SW — юго-запад), зюйд-оста (SO — юго-восток), норд-оста (NO — северо-восток).

Моряки говорят: «Ветер дует в компас, а корабли идут из компаса». Направление, по которому пойдет корабль, называется курсом. Если надо плыть по ветру, то есть так, что ветер будет дуть прямо в паруса, в «корму», то этот курс будет называться «фордевинд», или просто «попутный», и корабль идет на три клетки. Если надо идти наискосок от ветра — этот курс будет называться «бакштаг» — корабль тоже может мчаться на три клетки. Если надо идти вбок и ветер будет дуть в борт корабля — курс «галфвинд» — корабль идет на две клетки. Если корабль идет наискосок к ветру, ветер почти