Пионер 1989-07, страница 20

Пионер 1989-07, страница 20

ЛАНЕТА ДЕТЕЙ

«Л:

"flCE

ДИ РОЖДАЮТСЯ ОСТАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ..."

Недавно гостями нашей редакции были генеральный секретарь организации «Пионеры Франции» Жан-Марк Дешамл и национальный секретарь по международным вопросам Даниель Живер. Разговор шел, как обычно: вопросы, ответы, размышления. О том, как идет перестройка в пионерской организации, что волнует сегодня советских ребят, что нового у их французских сверстников. А в конце тоже, как обычно, пожелания гостей читателям «Пионера».

Вот что написал Даниель Живер: «Двести лет минуло с той поры, как санкюлоты и гавроши взяли Бастилию— символ несправедливости. Мы знаем, что сегодня дети и молодежь Советского Союза участвуют в обновлении своей страны. Но в мире еще много несправедливостей. И нам вместе с вами предстоит разрушить немало других Бастилий». Прочитав эту запись, мы поняли, что кратким сообщением о жизни пионеров Франции не обойтись. Тем более что многое в ней прямо связано с юбилеем Великой французской революции. Начнем мы рассказ с Бастилии.

Четыре века Бастилия была символом абсолютной, ничем не ограниченной власти королей. Сначала она служила монархам крепостью, потом стала тюрьмой. Самой знаменитой и самой нена

вистной. 14 июля 1789 года восставший народ Парижа взял штурмом Бастилию. Это было первой победой санкюлотов и началом революции. Через год Бастилия была снесена. Власть короля урезали, а в 1792 году монархию и вовсе упразднили: во Франции установилась республика.

Революция развивалась сложно. Уж слишком различными

i^w. ел.!

MtMWii cm»

Л Ч » 1*0 ли.I Ь» AM *AJttt Л

U e<uhiu,

ДьЛД* I» wfuh**..

■w^i'U. L. ЦйЛ Jr u

•А» a wi^. фаи'-А^ул! I» JU. JLltfj fxfl

Д' . ^«U. ли. -—

были интересы городской бедноты, крестьян и буржуа, которые объединились в борьбе против феодалов. Но французская революция XVIII века не случайно названа Великой. Она решительно потеснила крупных землевладельцев и открыла дорогу новым силам. Ведь нарождавшийся капитализм по сравнению с феодализмом был прогрессивным строем. А принятая в 1789 году «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Именно тогда появился лозунг «Сво

бода, равенство, братство». И хотя он до сих пор осуществлен не полностью, идеи французской революции оказали огромное влияние на историю.

Почему монархия, которая правила во Франции около тысячи лет, не смогла удержаться у власти? Да потому, что против нее поднялся весь народ. Видимо, это и хотел отметить Даниель Живер, особо выделив «санкюлотов и гаврошей» среди тех, кто двести лет назад штурмовал Бастилию.

Санкюлотами дворяне презрительно называли городских бедняков. Sans по-французски означает «без», a culottes — «короткие штаны». Получается, санкюлот — человек, не имеющий коротких штанов, что ли? Французы простого звания носили в отличие от дворян длинные штаны. И это в глазах аристократов считалось, видимо, большим недостатком. Но когда восстание увенчалось успехом, победившие бедняки с гордостью стали называть сами себя санкюлотами.

А кто не знает или хотя бы однажды не слышал о маленьком Гавроше? Но ведь известно, что он сражался на баррикадах, мягко говоря, несколько позже, во время парижского восстания 1832 года. В том-то и сила образа, созданного Виктором Гюго, что после появления его романа «Отверженные» гаврошами стали называть всех мальчишек-героев—и тех, кто был до него, и тех, кто пошел по его пути потом,— и не только во Франции. Так стоит ли удивляться, что сегодняшние пионеры называют своих одногодков, живших 200 лет назад, гаврошами?

Сорванцов, подобных Гаврошу, в Париже всегда было хоть отбавляй. И до Великой французской революции, и в более поздние времена.

Перелистаем «Отверженных». Гаврош не сразу появляется на их страницах. Лишь в первой книге третьей части романа заходит речь о парижском гамене.

«У Парижа есть ребенок, а у леса — птица; птица зовется воробьем, ребенок — гаменом.

Сочетайте оба эти понятия — пещь огненную и утреннюю зарю, дайте обеим этим искрам — Парижу и детству— столкнуться,— возникнет маленькое существо...

Это маленькое существо жизнерадостно. Ему не каждый день случается поесть, но в театр, если вздумается, этот человечек ходит каждый вечер. У него нет рубашки на теле, башмаков на ногах, кры-

18