Пионер 1989-07, страница 25законы наши на стенах писать не будем. Пусть это будет вроде как устное творчество. Когда я попал на сборы, а было это уже на склоне тогдашнего комму-нарства, во второй половине шестидесятых, нам «старики» объясняли, что законы вообще-то есть, но их лучше запомнить, принять сердцем, а на стенах писать— это излишне... Я не уверен, что правильно напишу тот лозунг, который практически всегда вызывал наибольшее число нареканий в наш адрес, знаки препинания тут каждый расставлял по собственному разумению: КАЖДОЕ ДЕЛО— ТВОРЧЕСКИ, ИНАЧЕ— ЗАЧЕМ?— но сколько же было споров-разговоров! Особенное негодование вызывал этот безобидный хвостик «иначе — зачем?». Как это — зачем? А если дело и нельзя сделать творчески, если оно для своего выполнения требует аккуратности, усидчивости, воли, ну тех качеств, которые вдалбливает в своих питомцев школа.— тогда, значит, можно и не делать? Можно и в школу не ходить, если она на ваш взгляд устроена недостаточно творчески? Если честно, то нам действительно было тесно в рамках школы. Особенно сразу после сборов с их вольницей и веселыми мозговыми атаками, погружениями в культуру... Наши старшие товарищи, будучи людьми честными, не врали нам про необходимость всеобщего среднего образования, про то, что каждый культурный человек-де просто-таки обязан получить аттестат зрелости. Нам говорилось другое: изволь закончить школу с золотой медалью, потому что всякому культурному человеку освоить этот примитивный курс наук, который называется школьной программой,— это, в общем, раз плюнуть, а если золотой медали у вас не будет, то родители и учителя предъявят претензии клубу: вот, мол, коммунар-ство ваше, которое лишь отвлекает человека от настоящего дела, то есть от учвбы на благо страны. Я понимаю, что теперь, в восьмидесятых, это нелпи- о > Ш ш * I г |