Пионер 1989-09, страница 64ЛИП- КЛУБ я_Ж1 *КМ(сяш★ ★★★★★★★★★★★★★★★а-********* Как возникла рок-музыка? Ответить на этот вопрос и просто, и сложно. Просто потому, что можно сказать: рок-музыка появилась из зажигательного рок-н-ролла пятидесятых годов, который, в свою очередь, «вышел» из джаза. Сложно потому, что сегодня рок-музыка так разнообразна, что выводить ее только из рок-н-ролла было бы упрощением. В современных рок-ритмах нетрудно различить мотивы и отголоски народной музыки, джаза и классической музыки. Да-да, именно классической. Мы уже как-то привыкли, что рок противопоставляют именно классике. Нередко папы и мамы, осуждая увлечение сына или дочери «шумным» жанром, призывают слушать Чайковского, Шопена, Листа... Но я смею утверждать, что рок и классика— явления отнюдь не противоположные. Многие известные рок-музыканты и композиторы воспитаны на Бахе и Моцарте. В истории рок-музыки можно найти немало тому примеров. Посмотрим, что в результате получается. Самый популярный опыт на этот счет — пластинка английской группы «Эмерсон, Лейк и Пал-мер» с записью цикла М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Эта запись, сделанная в начале семидесятых годов, входит в «золотой» фонд современного рока и часто используется. «Картинки» в исполнении Кита Эмерсона, Грега Лейка и Карла Палмера получились не менее красочными и живыми, чем в классическом исполнении. Есть на этой пластинке и тема из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Творчество таких групп, как словацкая «Коллегиум Музи-кум» или голландская «Эк-сепшн», полностью посвящено классической музыке. Они играют и «Турецкий марш» Моцарта, и сложные концерты Гайдна. Даже представители «тяжелого» рока нередко обращаются к классике. Известная группа «Дип Перпл», признанная родо-начапьницей стиля «хард-н-хэви», в 1970 году записала ппа-стинку вместе с королевским филармоническим оркестром в одном из лучших концертных залов Лондона— Альберт-холле. Пластинка называлась «Концерт для группы с оркестром». Имя Ингви Мальмстина известно каждому поклоннику рок-музыки. Ведущий гитарист мира исповедует буйный, скоростной стиль игры на гитаре. На конвертах своих альбомов Мальм-стин выражает признатепьность великим учителям— Вивальди, Паганини, Бетховену... В январе этого года в Москве и Ленинграде прошли гастроли Ингви. Во время пресс-конференции моподой шведский музыкант (Мальмстину — 25 лет) сказал: «Меня очень вдохновляет классика и больше всего произведения композиторов периода барокко. А ближе всех мне блистательный Никколо Паганини. Конечно же, мне нравятся мощные, энергичные ритмы рока, но я уверен— без богатейшего мелодического наследия настоящая рок-музыка сегодня немыслима». Мне думается, что, когда начинается спор о роке и классике. а подобные дискуссии не утихают, тем, кто считает самой правильной постановку вопроса «или — или», неппохо бы задуматься о другом сочетании — «и-и». А. КАСПАРОВ с со со 1 о 2 С60 28539 007 Стероо 1 сторона ЭЛЕКТРОКЛУБ-2 Группа «ЭЛЕКТРОКЛУБ» Музыка Д. Тухманова Темная лошадка (Слова Л. Рубальской) Схожу с ума. Дай мне слово. Последнее свидание. (Слова С. Романова) Запись 1988 года _ «ПИОНЕР» — «МЕЛОДИЯ»
|