Пионер 1990-07, страница 24

Пионер 1990-07, страница 24

кстати, что дети всегда почтительно разговаривают со взрослыми, они не норовят где бы то ни было пролезть без очереди, не оглашают общественные места дикими криками, свистом, ревом транзисторов и магнитофонов. Хотя, оставшись одни, они тоже включают аппаратуру «на полную катушку» и не прочь псбеситься. Взрослые же в этой стране, в свою очередь, очень уважительно относятся к детям и подросткам, не одергивая их без конца и не читая им нотации по пустякам.

По четвергам школьники посещают не только музеи и выставки, но и различные предприятия. Вместе с учителем они знакомятся с тем, как работают люди на стройке, на заводе, в типографии, на кухне большого ресторана, на городской станции очистки питьевой воды, в авторемонтных мастерских. Такие экскурсии дают многое: дети не из учебников, а воочию видят, «что как сделано». И еще — они учатся уважать любой труд и любую профессию. И как-то сама собой у ребят вырабатывается потребность экономить воду и электроэнергию, бережно обращаться с окружающими нас в быту аппаратами, оборудованием, мебелью, книгами, одеждой — ведь они видят, какой труд надо приложить, чтобы все это сделать!

«Если бы не матушка Руайом,,.»

Ежегодно в декабре в Женеве

устраивается большой и яркий праздник. Он называется «Эскалад», что означает «Штурм». И посвящается событию, которое произошло в 1602 году. Темной декабрьской ночью войска герцога Савойского— опасного и воинственного соседа Женевы скрытно подошли к городу и, приставив лестницы, начали взбираться на крепостные стены. Часовые, увы, спали, и быть бы Женеве в руках савойцев, если бы не одна женщина— матушка Руайом. Она кипятила воду в котле и вдруг увидела головы вражеских солдат над стеной. Руайом плеснула кипятком на них, савойцы закричали, проснулась стража, женевцы выскочили на улицы, схватились за оружие — нападение было отбито.

...В старинной части города, где сохранились постройки XV века, вечером гасят электричество и при горящих смоляных факе

лах под глухой рокот барабанов по узким улочкам движется процессия, словно возникшая из средневековья. Скачут закованные в доспехи всадники с копьями наперевес. Рядами идут воины в кольчугах и яйцевидных шлемах, с мечами в ножнах. Ведут связанных «пленных савойцев». Провозят пушки. Шагают пушкари с зажженными фитилями. Дальше валит народ в старинных одеяниях...

Все участники шествия — горожане, которые на свои средства шьют одежды, изготовляют мечи, пики, алебарды, барабаны, факелы. Есть среди участников «Эскалад» и дети. Но право это предоставляется лишь тем из них, кто хорошо успевает по истории и кто

за весь год не имел ни одного серьезного замечания по дисциплине ни в школе, ни дома.

Женева

во власти ребят

Представьте себе жаркий июльский день, голубое Женевское озеро, на горизонте онежная шапка Монблана — высочайшей вершины Западной Европы. Тысячи машин, обычно заполоняющих улицы, сегодня застыли вдоль обочин. Вся центральная часть города отдана во власть детворы. Ученики начальных классов вместе с учителями и родителями торжественно отмечают окончание учебного года и переход в следующий класс.

Шпалерами на тротуарах выстроилась многочисленная публика. А мимо проходят школьники, гордые, сияющие, нарядно одетые, с букетами цветов, с разноцветными воздушными шариками. А самые маленькие несут свои любимые игрушки и куклы.

Шествие сопровождает множество оркестров— и профессиональных, и любительских. Впереди каждой школы вышагивает девочка лет четырнадцати-пятна-дцати в белой юбочке, красных сапожках, такой же красной курточке, расшитой блестками, и высоком кивере. Это «мажоретки». Они в такт музыке то и дело подбрасывают вверх и ловко ловят сверкающие серебристые булавы. А во главе всей торжественной манифестации идет мэр города в сопровождении членов городского совета Женевы. Справа и слева— герольды в красно-желтых мантиях и старинных треуголках с перьями. Это почетный эскорт городских властей, назначаемый только в самые большие праздники или официальные церемонии. Встречные военные и полицейские отдают честь процессии школьников, а толпа аплодирует, машет руками.

Шествие завершается в большом тенистом парке, где стоят длинные столы с угощением: мороженым, сладостями, лимонадом. Маленьких, гостей развлекают фокусники и клоуны, музыканты и дрессировщики зверюшек. А потом все— и дети, и взрослые— поют гимн города Женевы. И на этом праздник заканчивается.

Г. ДРАГУНОВ, вице-президент общества «СССР — Швейцария».

22