Пионер 1990-07, страница 9

Пионер 1990-07, страница 9

Николай ЗЕНЬКОВИЧ

ленской земли - спокойная, сильная. Глядя сквозь оконное стекло на незащищенные, доверчивые березки, открытые равнины, ясные озера и петлистые речушки, я вспоминал, как писали об этой земле уроженцы Смоленщины Михаил Исаковский. Николай Рыленков, Александр Твардовский... Вот он, Смоленск - ключ-город, щит и меч, ожерелье государства Российского, город-воин,— кому еще адресовано столько признательных сравнений? На бульварах и площадях разгорались алые канны. Все эти дни высоко над Днепром висело почти неподвижное солнце. Мы немало побродили по широкому асфальту новых улиц, сворачивали в полукружия переулков, и тогда горбатенькие булыжные мостовые выводили нас к старинным башенкам, часовенкам, знаменитой крепостной стене.

Смоленск, как и Москва, стоит на семи холмах. Вот откуда ощущение размашистости, приволья. Однако Смоленск старше Москвы. Историки считают Смоленск одним из самых древних городов Руси, ровесником Киева и Новгорода, его летосчисление ведется с 863 года. Именно тогда варяжские предводители Аскольд и Дир с войском не осмелились войти в град Смоленск, потому как был тот

«велик и мног людьми» — племенами древнерусскими.

Лесной стороной издревле считали Смоленщину. Можно себе представить ее зеленые богатства во времена Киевского княжества, в состав которого она вошла в 882 году, если еще в XVIII веке три четверти ее территории были покрыты густыми лесами. Да и само название Смоленска скорее всего произошло от слова «-смола». Местные жители были отменными мастерами по части смолокурения да смоления челнов и стругов. А название множества окрестных сел? Вон они кружочками густо рассыпались по карте, словно горох из решета: Смоляны. Смолково, Смоли-ки. Коптево, Ельня... На Смоленщине жили строители-искусники, столярных дел мастера - и при всей их неповторимости. несхожести «почерков» видна здесь школа древнерусских мастеров, чудо-зодчих. Город был одним из ведущих архитектурных центров Руси. Появлялись и первые каменные постройки... Можно представить, что я почувствовал, когда наконец подошел к древним стенам уникальных сооружений: вот он, Успенский собор, вот и Свир-ская церковь. Словно вынырнули из детских воспоминаний, из моего горячего увлечения историей, из знаменитого «Слова».

А старинные одежды смолян? Рассказывают, будто один иностранец, налюбовавшись необычайной красотой льняных тканей, тончайшими кружевами и дивными рисунками вышивок, изумленно прищелкнул языком и сказал:

— Нет-нет - Смо-лен-ск. Надо Смо-лён-ск. Лён, хорош лён. Смо-лён-ск.

Иностранца поняли и засмеялись. Действительно, это и край льна. Все это была очень трудоемкая работа, и я помню, как изматывала она мою маму, но лен был душой, поэзией сельской женщины. И когда выбеленное мамой полотно шло на продажу, к нему приценивались рославль-ские или даже смоленские купцы. Много умельцев знапа земля смоленская: и самородков-живописцев, рукодельниц, и строителей, к которым я возвращаюсь, чтобы рассказать еще об одном чуде — Смоленской крепостной стене.

...Кто это там; с огромным свитком чертежей, беспрестанно маячиг среди огромной массы народа? Людей тьма-тьмущая. По одним подсчетам - шесть тысяч, по другим — триста тысяч. Знакомьтесь: государев мастер Федор Савельев сын, зодчий. Всего шесть лет понадобилось, чтобы создать каменное чудо. «Положили мы такую красоту не-изглаголенную. что подобно ей не будет по всей поднебесной: однех башен на стене 38,- восторженно писал Борис Годунов.- Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства». Руками крестьян и посадских людей воздвигнуто было по холмам и оврагам первоклассное фортификационное сооружение, мощный заслон на пути к Москве с запада. Шесть лет подряд по всем площадям и улицам Московского государства зачитывался государев указ о том. чтобы ««в сие лето никто нигде не строил ни церквей каменных, ни палат, ни погребов». Всеми городами государства Московского, всей землей русской ставили в Смоленске неприступную крепость. Петр Первый вспомнит об этом, когда задумает строить город-крепость на берегах Невы.

Борис Годунов упоминал о 38 башнях на крепостной стене. До наших дней дошло 18, из них 11 восстановлены. Менее разрушена восточная часть стены, здесь расположена Веселуха - круглая красивая башня с великолепным обзором. Крепостная стена, символ и украшение Смоленска, предстает перед нами во всей своей былой мощи.

Вовремя построил Федор Савельевич Конь неприступную крепость. Не успели улечься страсти (из уст в уста передавались доподлинные слова Бориса Годунова: ширина стены такова, что на ней на тройке проехать можно!), как на Смоленск напали поляки, а дальше пришлось отбиваться от наполеоновского нашествия.

Как и большинству сельских школьников, с выдающимися историческими событиями мне приходилось впервые