Пионер 1990-07, страница 6

Пионер 1990-07, страница 6

герь после суточного похода, в который нельзя было взять еду, а пропитание надо было найти в лесу или заработать у крестьян на ближайших хуторах... Да, так в играх, походах и испытаниях закалять характер не отказались бы, как мне кажется, многие подростки, но только это — главная цель уже другой организации, а нам надо выбрать свою. А если самовоспитание сделать второй, не главной целью, тогда, позвольте, где же разработки, КАК заниматься этим самовоспитанием? Какие искусы надо пройти, чтобы считать, что эту задачу ты выполнил? Такого перечня в пионерских документах нет.

Так что же может стать нашей целью? Во имя чего нам заключить свой союз? Вот уже много дней я перебираю различные идеи, а потом обсуждаю их с ребятами.

Давайте объединимся, чтобы:

— защищать природу от неразумного человека?

— сохранять памятники как духовной, так и материальной культуры, а разрушенные — восстанавливать?

— помогать всем, кто слабее и беспомощнее нас: одиноким старикам, больным детям?

— подружить детей различных национальностей, избавить людей от национальной неприязни?

А может, цель — защитить права детей? Ведь у них так мало прав и в школе, и в семье, и в государстве! («Нет, это должны делать взрослые»,— не соглашаются со мной штабисты. Ну что ж, я не настаиваю.)

Защита животных, как диких, так и домашних,— ведь может и такая быть цель?

И этот ряд можно и дальше продолжить...

Мне кажется, каждая из этих проблем так серьезна и так громадна, что вполне достойна стать главной целью большой детской организации.

Наивно было бы предполагать, что один человек, кто бы он ни был, вот так, сидя за письменным столом, определит цель огромной всесоюзной детской организации. Нет, конечно, не определит. Но и думать, что дети сами, на сборе или на слете, придумают для своей организации цель, тоже наивно. Не надо лукавить, без ««лысых дядей и строгих тетей в очках» (помните, как писала девочка Рита из моего кружка?) дети не обойдутся.

Но учесть мысли и интересы детей надо обязательно.

Вот, например, научно-исследовательский центр Высшей комсомольской школы провел всесоюзное исследование, и, по его данным, половина опрошенных пионеров хотела бы заниматься охраной природы.

Не предлагаю тут же отнять хлеб у ««зеленых», но раз дети хотят охранять природу, раз эта проблема — одна из важнейших для нашей страны сегодня, раз «зеленые» пока не оформились в самостоятельную партию или в самостоятельный детский союз, может быть, нам стоит подумать? И, как говорят дети, застолбить эту цель?

Меня могут спросить: а почему бы пионерам, как и прежде, не заниматься всем понемногу—и природу охранять, и родной край изучать, и тимуровцами быть, и за дружбу детей всего мира ратовать?.. Помните, во «всеохватном» Марше были маршруты «Моя Родина — СССР», ««Тимуровец», «В мир прекрасного», ««В страну знаний»?..

Знаете, что мне кажется? Всем понемножку в пионерской организации можно было заниматься, когда она была одна, детская организация-монопо-лия. А когда появляется в стране много детских организаций и разных, у каждой из них, и у пионерской в том числе, должна быть четкая, ясная, понятная ребятам цель: ««Мы объединились во имя того-то...»

А дальше, когда мы найдем ответ на вопрос ««Что?», что мы будем делать в нашей организации, придет пора продумать «Как?», как нам добиться своей цели, какие использовать формы работы. Если мы будем защищать природу, то тут уместны и пикетирования у заводов, отравляющих реки, и митинги в городах и поселках, где вместо зелени — пыль да грязь, и субботники по озеленению таких городов, и расчистка родников, и охрана муравейников, и спасение мальков, и патрули в лесу... Вот уж формы работы могут быть самыми разнообразными для разных районов и республик в отличие от цели, которая для всей организации должна быть одна.

А если мы будем сохранять памятники культуры, например, то наше ««Как?» означает и фольклорные экспедиции, и культурные праздники, и ре

ставрацию шедевров архитектуры, и помощь библиотекам и архивам...

А твои выводы, читатель?

Пришла пора нам подводить итоги разговора и делать выводы.

Какие выводы делаю для себя я?

Вспомните наш опрос пионеров во дворце. Вспомните отказ моих кружковцев обсуждать проект Устава. А не потому ли пионерская масса так пассивна, что не знает, для чего существует ее организация, чем она занимается, не чувствует реальной цели. Вроде бы говорят, что надо заниматься всем, а на самом деле никто не занимается ничем.

Пионерские активисты, штабисты — знатоки и организаторы всяческих форм работы, с легкостью могут ответить на вопрос «Как?». Они знают, как устроить праздник, как собрать агитбригаду, как провести сбор, линейку... Но и они не видят «Что?» — цели организации.

И взрослые дяди и тети в растерянности, как мы убедились, прочитав проект Устава.

Значит, продолжаю перечислять свои выводы, все мы — и пионеры, и взрослые, причастные к детской организации, должны продолжить работу над выбором цели.

Какие выводы, я жду, сделает для себя читатель?

Если мы, дети...

Стоп. А что это я за читателя буду делать выводы? Пусть он лучше сам подумает и пришлет нам в редакцию свое мнение. Ваши письма очень пригодятся тем, кто будет готовить X слет пионеров. Договорились? На конверте напишите: ««X слет».

М.МАТВЕЕВА

4