Пионер 1990-08, страница 7Вид с Ростральной колонны «Это, наверное, чужие,— подумал я, идя открывать.— Петька меньше трех звонков не дает, папа, если клнЗчи забудет, так и вообще «Танец с саблями» на звонке изобразить пытается, а мама... Мама ключи никогда не забывает. Значит, чужие». Но я ошибся. На площадке, прислонившись к дверному косяку, стояла Оля. На ней был длинный плащ с поднятым воротником, а на голове большой, темный, тяжелый платок с кистями. Вид у Оли был какой-то жалкий, несчастный. Она хлопала глазами, тихонько шмыгала носом и ничего не говорила. Я растерялся и тоже молчал. Никогда раньше Оля не была у меня дома, и я даже не предполагал, что она знает номер моей квартиры. — Андрюшка, ты один? — наконец тихо спросила Оля. — Один. — Можно, я у тебя посижу? Она медленно, как лунатик, прошла по квартире, провела пальцем по корешкам книг, полки с которыми занимают у нас всю прихожую, потом остановилась и долго, молча разглядывала картину Саврасова «Грачи прилетели». Папа говорит, что эта картина — самое ценное, что есть в нашем доме. Конечно, это копия. Но сделал ее сам Саврасов. Папа рассказывал, что, когда художник был уже старый и больной и не мог работать в полную силу, он написал много, больше ста, копий своих знаменитых «Грачей». Одну из них и купил мой дед в Риге вскоре после войны. — Грачи весной прилетают, — сказала Оля.— В апреле... Она хотела еще что-то добавить, но, так ничего и не сказав, прошла в мою комнату и села на диван, поджав под себя ноги и натянув плащ на колени. — Ты, наверное, замерзла?— спросил я.— Хочешь, я чай согрею. У нас мед есть вкусный. Маму на работе угостили. Оля отрицательно покачала головой, потом сказала: — У тебя нет хлеба? — Конечно, есть,— обрадовался я.— Только зачем хлеб? Сейчас мы с тобой как следует поедим, суп разогреем, котлеты... Пирожное даже есть. Одно, правда... — Нет, нет, я ничего не хочу. Только кусочек черного хлеба. И, если можно, с солью. Хлеб, как назло, оказался черствым, но Оля не обратила на это внимания. Она отламывала маленькие, колючие ломтики и рассеянно клала их в рот. А я сидел на стуле посередине комнаты и совершенно не знал, что делать. И в то же время было как-то очень хорошо оттого, что Оля вот так, вдруг очутилась у меня в доме, уютно примостившись в самом уголке дивана. Привычная, надоевшая комната, в которой я знал каждую трещину, каждое пятнышко на обоях, сразу преобразилась и даже, казалось, стала светлее. — Ты не обращай на меня внимания,— сказала Оля.— Ты ешь суп, котлеты.— И без всякой связи вдруг добавила: — Какие же все-таки они дураки. — Кто? — не понял я. — Родители. Нужны мне их сережки! Да мне ничего не нужно. Ни-че-го. Знаешь, я летом в деревне у деда жила. А дед пчел разводит — у него Журнальный вариант. шесть ульев. Так вот, он мне рассказывал,.что есть такой пчелиный волк. Оса-одиночка — злая жутко. Она охотится за домашними пчелами, убивает их и тащит в нору на корм своим мерзким детенышам. Вот. — Это ты к чему? — спросил я. — Да так, вспомнила... А еще там озеро было, в лесу. Маленькое такое, черное, а у берега кувшинок— много-много. Я туда уйду с утра и целый день там сижу — купаюсь, ягоды собираю. Земляники вокруг — тьма. Целые поляны земляничные. Я с собой бутылку молока и кусок хлеба возьму, наберу земляники — вот у меня и обед. Знаешь, как вкусно — хлеб, земляника и молоко парное! — Оля вскочила с дивана, быстро расстегнула ллащ и бросила его на пол, оставшись в длинном, до колен, свитере. — А почему ты меня не поздравляешь? У тебя совесть есть? — С чем, Оль? С чем поздравлять-то? — не понял я. — Как это «с чем»? У меня сегодня день рождения. То есть именины. Да, именины. — Так я же не знал. Откуда... — Нет, вы послушайте: у меня именины, а он кормит меня засохшим хлебом с солью. Такой солью, между прочим, дворники улицы посыпают. — Да я, честно, не знал. И потом, ты ж сама попросила... — Ты никогда не знаешь то, что нужно. И вообще: кто оправдывается, тот виноват. Вот так. Понял? — Оля вдруг засвистела, как мальчишка, какую-то мелодию, похожую на вальс, и закружилась по комнате, свалив стул, на котором я только что сидел. Потом она подхватила этот упавший стул и продолжала кружиться вместе с ним. Наконец, она остановилась и с размаху плюхнулась на диван.— Какой хороший стул. Просто прелесть. Это, наверное, венский? Да, да, я знаю, это венский стул. Послушай, Андрейка, у тебя есть мука? — Мука? Есть, кажется. — А сгущенка? — Тоже вроде есть. — Отлично! Сейчас мы испечем праздничный пирог. На кухне Оля быстренько обрядилась в мамин передник и, затребовав еще два яйца, соду и уксус, сказала: — Ну, а ты иди пока переодевайся. Через пятнадцать минут будет готово. — То есть как переодеваться? — Надень фрак и костюм. Не в школьную же форму. Я, конечно, понимал, что никакого дня рождения и никаких именин в самом деле нет. Но разве это имело значение? Главное, Оля была здесь, рядом. И мне ужасно хотелось, чтобы праздничный пирог пекся не пятнадцать минут, а по крайней мере сто лет. Я выскочил из кухни, напялил на себя белую рубаху и даже причесался. Потом подумал: надо же подарить какой-нибудь подарок. Но легко сказать — подарить. Если бы речь шла о Петьке или о каком-нибудь другом моем приятеле, тогда б можно было что-нибудь придумать. Но вот так, сразу найти подарок для Оли... Не дарить же ей в самом деле полкоробки охотничьих капсюлей или модель пикирующего бомбардировщика. Лучше всего, конечно, было б цветы, но где же их возьмешь? Кроме пыльного кактуса в горшке, цветов в квартцре не было. Тут я вспомнил, что как-то вместе с Петей на S
|