Пионер 1990-10, страница 40археологический слой, до которого добрался Шли-ман, датируется примерно 2200 годом до нашей эры, а так называемой гомеровской Трое соответствовал слой, относившийся к рубежу XIII —XII веков до нашей эры и вовсе не богатый сокровищами. Троянские находки вдохновили Шлимана на раскопки упомянутых у Гомера центров на территории самой Греции — в первую очередь «златообильных Микен», столицы царя Агамемнона. У Шлимана была легкая рука и верящее сердце, потому и здесь результаты оправдали исследования, впоследствии распространившиеся на всю Южную Грецию (Пелопоннес), остров Крит. И привели к открытию многовекового пласта древнегреческой культуры (XVI—XII веков до н. э.), получившей название кри-то-микенской. В ее рамках и получает свое место истолкование Троянской войны. III. Сражения на Троянской равнине Пелопоннеские вожди стремились расширить свое могущество за пределы Греции и обеспечить себе господство над проливами, ведущими из Эгейского моря в Черное, и на этом пути они должны были неминуемо встретиться с сопротивлением троянцев. Никто не может поручиться сейчас, что их столкновение вылилось в огромную десятилетнюю войну. Набегов на троянское побережье могло быть и больше, и каждый из них мог быть не столь продолжительным. В древности, в частности, существовала версия, что греки впервые высадились не под Троей, а южнее, потерпели поражение от местного населения и вернулись восвояси. Только потом, через десять лет, собравшись с силами, они пошли новой войной. То, что сейчас известно как Троянская война, могло быть соавнительно небольшой военной экспедицией, которая по законам эпического творче ства превратилась в сознании потомков в грандиозное общегреческое предприятие. Так произошло, к примеру, в средние века с походом князя Игоря против половцев («Слово о полку Игореве») или с незначительной стычкой королевского арьергарда с сарацинами (героическая «Песнь о Роланде»). В Греции же обстоятельства сложились следующим образом. Микенские царства, как это ясно теперь из многолетних раскопок, пришли в упадок к концу XII века до нашей эры. Стало быть, греки классической эпохи не очень ошибались, когда относили Троянскую войну к началу того же столетия (1194—1184). Казалось естественным, что именно она подорвала могущество этих государств. Как бы то ни было, население многих областей Пелопоннеса под напором других племен стало переселяться на острова в Эгейском море, недалеко от проливов, и на самое побережье Малой Азии. Сюда они перенесли воспоминания о своем прошлом, и чем дальше, тем больше воспоминания обрастали новыми эпизодами и новыми героями, пока не сложились в общенародный эпос. IV. «Златая, с перстами пурпурными...» Теперь нам станет понятно, почему в обеих поэмах, и особенно в «Илиаде», так много художественных средств, которыми отличается всякое героическое сказание. Вместе взятые, эти фольклорные приемы составляют эпический стиль гомеровских поэм. Первое, что нам бросается в глаза (даже при самом поверхностном их чтении),— это постоянные, или «украшающие» эпитеты. Все вожди — «божественные», «вскормленные богами», но среди них Агамемнон всегда характеризуется как «пастырь народов», «владыка мужей». При этом употребление |