Пионер 1990-12, страница 24I— ципу единства слова и дела, вряд ли можно кого-либо похвалить за такое единство. За это единство можно хвалить, только когда нравственный мотив осуществляется в нравственном поступке. Впрочем, за это-то как раз человек и не должен ждать похвалы ни от кого — он ведь совершает добро ради самого добра, бескорыстно. Единственный, от кого он может и должен ждать похвалы (или осуждения — если отклонится от намеченного пути), это его собственная совесть. Которая, как известно, все знает. И вот мы с нашей знающей совестью сидим у речки, наблюдаем, как в пяти метрах от берега тонет наш лучший друг, и серьезно, тщательно, неторопливо выбираем: стоит ли немедленно броситься спасать друга, стоит ли подождать, пока он сам не выплывет, стоит ли звать на помощь, стоит ли, после того, как друг утонет, плакать от горя или перенести это горе в молчаливых страданиях? Нет, конечно, бывают такие случаи, когда человек и его совесть могут достаточно долго спорить и выбирать, но чаще всего на споры времени не остается, даже если дело идет не о спасении человека. Ну есть ли у вас время на тяжбы с совестью во время урока, когда учитель вызывает к доске и надо либо вывертываться и пытаться хоть что-то промямлить, либо честно признаться, что задание не выучил? Это ведь выбор не между возможной троечкой или несомненной двойкой. Это выбор между ложью и правдой. И хотя правда в этом случае приносит двойку, может быть, лучше выбрать именно ее? (Только, естественно, признаваясь, что не выучил урока, не стоит гордиться собой. Не стоит также преподносить свою правду как вызов учителю. Эти варианты правды не украшают наш путь к самосовершенствованию.) Так вот, наша тонко чувствующая и много знающая совесть должна еще уметь делать выбор быстро (иногда — мгновенно), чтобы мы могли начать действовать. А еще наша совесть должна быть храброй, смелой. Смелость нужна совести не для того, чтобы ее хозяин совершал геройские поступки — пачками таскал людей из огня и воды, регулярно сражался с вооруженными преступниками и систематически вырывал беззащитных женщин и детей из пастей акул и тигров. Наибольшую смелость приходится проявлять совести в ситуациях скучных, обыденных. Позвонил бабушке, сказал, что через час будешь, только в магазин за хлебом и молоком для нее зайдешь. Вышел во двор, а там приятели. Зовут с собой гулять. Ты объясняешь, что не можешь, говоришь, что идешь к бабушке. И начинается! Как тебя только не именуют: и бабушкиным внучком, и Красной Шапочкой, и пай-мальчиком. Насмешки нестерпимы, ты чувствуешь, как с каждой секундой нарастает презрение к тебе. Но бабушку-то ты любишь. И охотно помогаешь ей... Ну что? Без смелости твоей совести не обойтись... А он свершает высший долгВпрочем, всех этих мук совести, страданий, горя, раскаяния можно легко избежать, что от дельные представители человечества и делают успешно. С совестью, как они давно убедились, можно договориться. Самый простой и распространенный способ — убедить совесть, что все люди поступают так, как хотим поступить мы и как не велит нам совесть. Все хамят, все плохо работают (учатся), все дураки, все готовы предать друга при первой возможности, и так далее и тому подобное. А равняться-то надо на большинство... L Второй способ сделки с совестью— доказать ей, что человек, с которым мы плохо поступили или к которому плохо относимся, сам виноват в этом. Он сам плохо поступает с нами или плохо относится к нам. Как он с нами, так и мы с ним... Третий способ успокоить совесть — уверить ее, что во всех наших поступках, не очень красивых с ее точки зрения, виноваты не мы, а кто-то другой: родители, которые не воспитали, приятели, которые дурно влияют, прохожий, который наступил первым на ногу... Можно оправдаться перед совестью и таким способом — объяснить ей, что нашей вины в дурном поступке нет. Но такой вины нет и на других. Во всем виноваты объективные обстоятельства: дождь, снег, жара, холод, ураган, землетрясение, комары, цветущие деревья... Лучше всего, когда виноваты оказываются ваши болезни, тогда и с совестью можно легко поладить и удовольствие окружающим доставить: они за тобой поухаживают, пожалеют... Опытный человек всегда выигрывает сделки со своей совестью. И в конце концов добивается, чтобы совесть его совершенно успокоилась и мирно заснула. Она будет спать, а ее хозяин, 22 |