Пионер 1990-12, страница 25освободившийся от навязчивого присмотра и въедливого контроля совести, будет прелестно, легко, беззаботно жить-поживать... Да добра наживать? ...Не знаю, не знаю. Знаю только одно — освободившийся от совести человек рискует скоро попасть в рабство к своим страстям, в зависимость от «света», в плен ошибочных решений. Человек станет свободен только в ту минуту, когда изо всех голосов, указывающих путь, выберет голос совести. Но постойте-ка: некоторые люди свободно выбирают зло и живут в полном согласии со своей совестью, а есть и такие, которые вообще переворачивают все с ног на голову и искренне называют добром то, что всегда называлось и называется злом. Они тоже живут со своей совестью в мире. У Льва Толстого девизом было выражение: «Делай, что должно, и будь, что будет...» «Что должно» — значит, «что говорит твоя совесть». Но что должна говорить совесть? Откуда она знает, что нужно говорить? Получается, у совести есть какое-то основание, какой-то источник, из которого она будет черпать и знание о том, что дблжно, и силы для того, чтобы направлять своего хозяина в дблж-ную сторону. Великий Иммануил Кант считал, что дблжно исполнять свой долг. Долг существует как бы независимо от человека, вне его, и человек, сознающий свой долг, обязан исполнять его. Долг — это моральная необходимость (необходимо уступать старшим место, необходимо говорить правду, необходимо помогать слабым и защищать беззащитных). И «высокое достоинство долга не имеет никакого отношения к наслаждению жиз нью; у него свой особый закон и свой особый суд». В общем, не хочу я эту старушку через улицу переводить, некогда мне, и старушек я не уважаю, но долг велит, и я, с каждым шагом все больше ненавидя старушку, перевожу ее через улицу, желая в душе, чтобы бабку машина задавила. Просто невероятно, как это великий Кант, сформулировавший моральную аксиому о человеке как цели для самого себя и окружающих, мог додуматься до того, что исполнение долга не имеет никакого отношения к свободе и склонности. Получается, если я получаю удовольствие от своего хорошего поступка,— я не выполняю свой долг? Нет, старика Канта явно занесло не в ту сторону. Это еще и Гегель заметил. Он, хотя и глубоко уважал старика, назвал с большой долей иронии долг ради долга принципом «делать с отвращением то, что велит долг». Право же, трудно представить себе совесть, которой движет отвращение. Все же подлинно свободен только человек, руководствующийся в поступках совестью и побуждаемый к этим поступкам любовью к людям. Впрочем, в нашей жизни все так запутано, что, с одной стороны, любовь направляет совесть, а с другой — совесть не должна дремать на страже любви. О любви мы еще поговорим, а пока я в телеграфно-нравоучительном стиле спешу проинформировать всех, кто жаждет любить и быть любимым, чего никогда не может позволить совесть любящим и любимым, разлюбленным и нелюбимым, нелюбящим и прочему населению. Совесть говорит НЕЛЬЗЯ в следующих ситуациях любви. НЕЛЬЗЯ: — если ты сам не любишь, смеяться и издеваться над тем, кто любит (безразлично— тебя или другого), — мстить человеку, который отверг твою любовь или разлюбил тебя, тем более мстить, заводя показную любовь с другим, — распускать сплетни о человеке, который отказал тебе в любви, — завидовать чужой любви, — «отбивать» своего любимого (любимую) у другого, будь то твой друг или чужой человек, — хвастаться тем, что завоевал, покорил кого-то, — разлюбив, перекладывать вину за это на любящего, — обманывать любящего притворной любовью, — требовать любви, — если любишь кого-то, лгать окружающим, что совершенно равнодушен к нему, — унижать того, кто любит тебя и кого любишь ты, — удерживать, тем более угрозами, разлюбившего тебя, — помыкать любящим, пользоваться его лю- < бовью, g — вмешиваться в дела любящих, давать им а. советы и навязывать свои мнения об их люби- о мых (что я с успехом и делаю). Если вы считаете, что все перечисленное раз- а. решено, а не запрещено в любви, значит, ваша ш совесть дремлет, а до любви вам весьма далеко. ^ С надеждой, что это не так, с пожеланиями х любви всем вам в новом году, с уважением л к вам всем Елена СЕЛЕЗНЕВА. £ 23 |