Пионер 1993-05-06, страница 20

Пионер 1993-05-06, страница 20

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

ДА БУДЕТ БОГОМ ХРАНИМА!

Тот на Руси не становился купцом, кто не любил путешествовать. .

Занятие это купеческое требовало от человека выносливости, энергии, упорства, торговой сметки. Но прежде всего храбрости: на путях-дорогах кого только не встретишь, зачастую и разбойников. Бывалый купец древней нашей родины мог бы порассказать такие про свое дело истории — поинтересней авантюрных французских романов!

Афанасий Никитин, тверской купец, известнейший русский путешественник XV века, первый из торговых людей, оставивший нам литературный памятник — свои путевые очерки,— поистине Пионер земли Русской.

...В 1466 году узнал Афанасий Никитин, что в далекий загадочный город Шемаху собирается русское посольство во главе с Василием Папиным, и решил: «Добьюсь, чтобы взяли и меня, купца, со товарищами».

Хлопоты Никитина увенчались успехом; вслед за русским посольством закачались на волж

ских волнах купеческие корабли, груженные многими товарами...

Кроме вышеперечисленных качеств, Афанасий Никитин был наделен еще одним великим даром. Он умел талантливо написать о своих приключениях, ощущениях, впечатлениях. И не только умел, но и делал это.

Поэтому сегодня мы с дорогие

в библиотеках знаменитое произведение «Хождение за три моря». Или — как назвал его автор — «Написание Офонаса тферитина купца, что был в Индии четыре года, а ходил, сказывают, с Василием Папиным».

Поэтому сегодня мы можем познакомиться с никитинскими рассказами о туземцах Индии, об их религии, привычках, домашнем быте. Можем узнать о неслыханных восточных богатствах, алмазных копях, вооружении, животных. И прочитать легенду о таинственной птице гукук, которая якобы умеет предвещать смерть. Над чьим домом пролетит и крикнет: «Гу-кук!», значит, в том доме быть покойнику. А если попытаться ту птицу убить, на того изрыгнет она пламя...

Но прежде чем до Индии добраться, Афанасий Никитин сражался с татарами: корабли его были разграблены степными кочевниками; попал в плен, был освобожден по требованию Василия Папина и Ширван-шаха... А оказавшись на свободе, ре

шил во что бы то ни стало добираться до сказочной страны: ведь в Твери Афанасия ждала долговая тюрьма — товары-то не уберег, не продал, не умножил. Да и раз цель была — отступать не привык. Волевые люди были на Руси купцы.

И еще. Вот бы нам всем научиться у Афанасия Никитина любви к родине! Какой искренностью веют его слова: «Русская земля да будет Богом хранима!.. На этом свете нет страны подобной ей, хотя вельможи Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».

Странствия Никитина закончились в 1472 году, близ Смоленска, где великий наш соотечественник скончался, не добравшись, увы, до родной Твери. Но все же стоит утешаться тем, что глаза его навсегда закрылись под нежным небом горячо любимой Руси, а не под яркими небесами диковинных восточных земель.

...Спустя двадцать пять лет после смерти Никитина знаменитый Васко да Гама открыл путь в Индию, и мир отдал пальму первенства Васко. Пусть будет так.

Афанасий же Никитин открыл свой путь, берущий начало из самого сердца России. И об этом не следует забывать нам, его соотечественникам.

И. АНДРИАНОВА.

Рис. Михаила ПЕТРОВА