Пионер 1993-05-06, страница 6поэтов не может не меняться. Но как бы не случи.юсь при этом, чтобы Маяковский — поэт революции не оттесни.1 в нашем сознании Маяковского — революционера в поэзии. Многие стихи «агитатора-горлана-главаря», написанные на злобу дня, стали достоянием истории, документами и примет а.чи времени, в котором жил и творил поэт. Но есть и другой Маяковский, решительно отбросивший традиционный стих и проложивший в Страну Поэзию свою собственную тропу. Автор глубоких, прекрасных стихов. О Человеке. Его мятущейся душе. О жизни, полной сомнений, тревог и надежд. О любви. И этот Маяковский продолжает жить в нашей памяти независимо от политических пристрастий поэта. Н. Т. Владимир МАЯКОВСКИЙ: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Владимиру Владимировичу Маяковскому — 100 лет. Круглая дата. Но что-то не видно полагающейся в этих случаях юбилейной суеты. Может, потому, что время не очень веселое? И поэтому, видимо, тоже. Но не только. В наши дни, когда критически переоанысливается российская история XX века, отношение к революционнейшему из А ВЫ МОГЛИ БЫ Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (1913) ПОСЛУШАЙТЕ! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! (1914) ЛИЛИЧКА! Вместо письма Дым табачный воздух выел. Комната — глава в крученыховском* аде. Вспомни — за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще — выгонишь, может быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая, хорошая, дай простимся сейчас. Все равно любовь моя — тяжкая гиря ведь — висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Если быка трудом уморят — * Имеется в виду поэма А. Крученых и В. Хлебникова «Игра в аду». он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон — царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек... Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. 26 мая 1916 г. Петроград 6 |