Техника - молодёжи 1935-08, страница 16

Техника - молодёжи 1935-08, страница 16

сать воду по потребностям. Просил экономить. Проследил, как экипаж расходует воду, и убедился, что каждый товарищ ограничивается 2—3 глотками, причем прикладывается к боченку через большие промелсутки. Вода кончилась, и на пятые сутки была использована воДа из радиатора. Эта вода жажду утоляла, но пить ее приходилось зажав нос из-за сильного запаха денатурата и частичного присутствия глицерина. После приема такой воды неприятное вкусовое ощущение не проходило минут 25 при обильном выделении слюны, после чего это ощущение проходило, и жажда не чувствовалась...»

Записная кншкка Бортновского оказалась ценнейшим документом. Только через несколько дней выяснилось, какую цель преследовал командир корабля, отмечая важнейшие моменты дрейфа. Получилась научная работа: «анализ поведения самолета марки «X» в длительном дрейфе».

Бортновский выяснил, как ведет себя самолет на волнах разной силы, как лучше сохранить самолет и оружие во время шторма, как застраховать себя от метеорологических и боевых неолшданностей.

Утром шестого дня дрейфа наступила чудесная погода. Спокойные волны несли самолет в голубой пустыне. За все время плавания глазам еще не открывались такие далекие горизонты. Видимость — десять миль. Ни дымка, ни паруса. Широчайшие просторы бескрайнего моря еще резче подчеркивали одиночество людей и хрупкость плавающего самолета, лишенного своей побеждающей силы — силы полета.

В 12 час. 15 мин. на фоне безоблачного ярко синего неба появилась темная точка. Вахтенный Михайлов протер глаза... Темная точка быстро росла. Самолет ! Можно ли еще сомневаться в этом ? Осторожный Михайлов всматривался и молчал, молчал до той минуты, пока наконец темная точка не приняла форму самолета. Тогда-то он поднял тревогу.

Это была тревога взволнованной радости. Не нужно было стрелять из пулемета, не нужно было давать ракеты. Самолет ... Замечательная летающая лодка спускалась с безоблачных высот. Вот она перед глазами. Вот пилот перешел на бреющий полет, и над головами с ликующим ревом промчался крылатый спаситель. Самолет кружил над самолетом. Люди, которые летели, включили свой восторг в победно гудящие моторы, разорвавшие, наконец, гнетущую тишину водяной пустыни.

Мужественные люди, шесть дней «боровшиеся с неукротимой силой стихии, на мгновение стали детьми. Они кричали, бешено аплодировали, они надрывались, соревнуясь с громом мотора низко кружащегося самолета. Радость в воздухе сомкнулась с восторгом на море.

В записной книжке Бортновского было отмечено: «Первому увидавшему самолет выдали премию — две плитки шоколада, которые израсходовали общими усилиями.

В тот момент, когда нас обнаружили, младший летчик Михайлов не выдержал и расплакался. ..».

Через два часа дрейфующий самолет был взяг на буксир эсминцем «Незаможник».

142