Техника - молодёжи 1935-12, страница 110

ЕРМОЛАЕВ

Пленники ледяного купола

Л февраля над черным, до сих ттор не замерзшим морем -показался яркий край солнечного диска. Возвращался день и вместе с ним жизнь. С началом светлого времени нас снова потянуло на щит, где мы не бывали с конца января. К этому времени у нас «было сделано уже пять 'пересечений новозс-мельского ледникового щита. По мы еще не знали самого северного района, где в. зимнем сумраке четко вырисовывался главный ледниковый купол с высотами до 1000 метров. Кроме этого, если бы не пришли ледоколы, надо было подготовить перс-броску части наших колонистов на мыс Желания. В тяжелом положении были и промышленники (охотники). Мы решили сделать пробный переход к мысу Желания по центральной части щита.

Мы взяли на аэросани двойной запас бензина, так как дорога сильно изменилась: постоянными штормами снег был частично сдут с ледника и расчленен застругой. На обратный путь бензин можно было взять на мысе Желания. На случай аварии мы брали 14-дневный запас продовольствия, палатку и теплую одежду. Перед отъездом мы условились, что наша радиостанция Русской гавани сообщает мысу Желания день выезда. Если в течение двух дней не будет сообщения о нашем прибытии, А. И. Зубков с Ардссвым выходят по аэросанному пути; через каждые 5—б километров мы должны расставлять флажки. В путь отправились: немецкий ученый Вель-кен, механик Петерсен и автор этих строк.

В начале пути сани с трудом прошли .запыленное пространство, полосу вдоль ледников, на которой снег засыпало мелкими камнями. Выйдя на шоссе, мы постепенно набрали скорость и через несколько минут начали подъем на щит. Ветры превратили снеговой покров в какое-то взволнованное моое, и сани прыгали с одной волны на другую. Плохая дорога сильно тормозила движение, и к центральной палатке мы подошли не через 50 минут, как обычно, а через 70. Остановившись здесь, мы произвели контрольные отсчеты по барометру и снеговой рейке и

направились далыше по ледниковому щиту, взяв курс п-рямо на главный купол.

Мы достигли главного купола через полтора часа, на всем проделанном пути снеговой покров был необычайно тонок, а во многих местах отсутствовал, ледник был непроходим для собачьей упряжки. Сани, гудя мотором и вздымая клубы снежной пыли, взлетели, наконец, на вершину.

Слева расстилалось темное, нсзамерзшее до самого горизонта Баренцово море с белыми точками айсбергов и пятнышками плоских островов Гольфстрима. Глубоко в остров врезался залив, вероятно гавань Мака. К ней вела обширная полоса ледника, на склонах которой чернели отвесные скалы. Прямо перед нами высился горный хребет.

Сани пошли вниз, снова начались толчки и скачки по гребням заструги, но .вдруг мотор неожиданно изменил темп работы. Для таких случаев у нас уже выработался определенный рефлекс. Взгляд на правый манометр — что со смазкой? Затем на левый — что с воздухом? На этот раз падало давление, в рабочем баке кончился бензин.

К числу мелких неудобств наших аэросаней относится сравнительно малый литраж рабочего бака, приходилось делать остановки, чтобы наполнить его снова из запасных бидонов. Так было и на этот раз. Однако с этого момента нам изменила удача. Неожиданно подул резкий ветер, .цилиндры остыли, а порывы ветра не позволяли зажечь паяльную лампу.

Но самое худшее было в том, что незадолго до остановки мы быстрым ходом прошли по твердому снежному полю с пылью, металлические лыжи стали теплыми и вмерзли в ледниковый щит. Сани точно срослись с Новой Землей, и мы не могли сдвинуть их с места. Ветер усиливался. Нечего было и думать о том, чтобы итти дальше, и мы разбили резиновую палатку.

Если кому-либо из вас придется быть в Арктике, никогда для зимних работ не употребляйте резино