Техника - молодёжи 1935-12, страница 112

Г-

уютном доме, вырытом в снегу. Сверху были настланы флажки, на них лежало шерстяное одеяло, засыпанное снегом. '*.'"."..'.- ' •.

В то время, как Над щитом продолжала бушевать буря, в нашем уютном убежище приветливо шипел примус, у которого мы сушили рукавицы~ и шарфьг, готовясь ложиться слать. " ■

Эта процедура была, пожалуй, самой неприятной во всем путешествии. У Велькена была большая теплая малица, в которой он мог располагаться на ночлег,' залезая в свою меховую одежду с головой и убирая внутрь руки. У нас с Петерсеном были только легкие пыжиковые одеяния, в которых легче итти. Поэтому нам приходилось ложиться «валетом». Пе-терсен просовывал ноги под мою малицу, мне под мышки, я проделывал то же самое со своими ногами, всовывая их к; Петерсену. Посредине вся эта сложная упаковка перевязывалась веревкой, после чего .Можно было втянуть внутрь голову и убрать руки. Даже-во сне приходилось сговариваться, когда хотели повернуться на другой бок не развязывая всего пакета. '' : ' 1 '

•""•В' 15 ч.'30-м. следующего дня мы были на траверсе йалива Святой Анны. Мы страдали больше всего от ужасной жажды. Кругом нас была вода; но твердая и виде; снега и льда; глотать снег и лед при низких температурах' нельзя, делать частые остановки для разжигания примуса невозможно. Пройдя около 50 ки-яоме'трЪв, мьг снова построили себе дом, но здесь заболел Велькен. Он не мог принять участия в постройке Дома, и мы старались отпоить товарища го» рячим чаем и откормить увеличенной, но все же ми^ зерной. порцией шоколада. При тихой погоде й ясном небе дом меньше защищал нас от холода, так как «крышу» не заносило" снегом,' и ночной холод проникал сквозь щели около одеяла.

Утром пришлось . снять с ослабевшего Велькена весь груз и даже малицу.' ' Впереди, шел я, считая' по-прежнему шаги'и следя за курсом, йа плечах лежала длинная палка, взятая для перехода трещин, другой конец ее лежал на плече идущего вторым Петерсена, на палке висели три мешка с имуществом и малицей Велькена. При тихой погоде и морозе в 32 градуса мы шли довольно быстро и останавливались на несколько минут через каждую тысячу метров для отсчета высотомера. Мы продолжали начатую от Русской гавани нивеллировку.

Через 2 часа мы очутились на берегу глубокой и широкой долины, наполненной ледником, впадающим в широкую бухту залива Анны. Склоны были отшлифованы ветром и блестели голым льдом прекрасного голубого цвета. Спуск сопровождался непрерывными падениями, в результате которых мы отбили себе колени, локти, спины и передвигались, чувствуя боль в каждом суставе. Особенно сильно

Аэросани на ледниковом щите. фото В. Петерсена

пострадал Петерсен. . Какой силы должен был достигать ветер в этой долине, чтобы покрыть застругами чистый ледниковый лед? Очутись в шторм на этом гигантском катке, и ветер унес бы нас в море по зеркальной, гладкой поверхности.

Только к вечеру мы достигли долгожданного берега и снега, но наши силы убывали, а болезнь бель-кена прогрессировала. Он неоднократно просил нас оставить его на леднике, мы ободряли и вели ослабевшего спутника. На последнем переходе мы разделились: я пошел вперед, чтобы до солнца подняться на вершины противоположного берега и определить место. Мы были первыми людьми, посетившими эту часть Арктики.

Не успел я достичь вершины, как увидел в бинокль, что две оставленные мною черных точки, разделились. и. одна из них быстро движется по моему следу. Предчувствуя что-то недоброе, я бегом спустился вниз и пройдя около 2 километров, наткнулся на Петерсена, который упал около меня в полном изнеможении. Оказалось, что наш третий спутник совершенно выбился из сил и не мог итти. К счастью, все это произошло до наступления темноты, иначе мы могли разойтись и не все проснулись бы на другое утр'о. После этого случая мы не отделялись друг от друга. -1 1 —.

Когда я заглядываю в дневник, где записаи еле* дующий день нашего перехода, то вижу, что весь ое» уместился в пяти строчках: '

«За день- прошли только 12 километров, Курт Велькен. в полном изнеможении, просит оставить его на леднике. Категорически отказались. Остановились на ночлёг, построили снежный дом. Вчера во время бесчисленных падений пролился бензин и примус зажечь невозможно. Провизии, хватит еще на полдня, но вся она вымочена в бензине».. ,

После размышлений и разговоров с товарищами я принял решение —■ Велькен не в состоянии проЗШй-жать путь по леднику, оставить его здесь я считмо-недопустимым, так как найти его в этой сне^кйой пустыне почти невозможно. Мы удлиняем маршрут нашей группы на 40 километров, повернув к берегу, устраиваем здесь Велькена, а сами идем на мыс Желания; непременно, в один переход, чтобы помощь Велькену была оказана не позже, чем через двое суток.

Нам надо было удлинить переходы, доведя переход с Велькеном до 30 километров в день и наш переход с Петерсеном до 50. Достигнув залива Красивого, мы оставили Велькену всю одежду, спички, лопату, оружие и, распрощавшись, оставили его в снежной хижине. Часть Новой Земли, вдоль которой лежал наш путь, была свободна от ледника, мы шли по береговой равнине.

Мы шли по тонкому льду, стараясь придерживаться медвежьих следов. Уже в полной темноте мы достигли мыса Карлсена. Ноги устали, но нервное напряжение было настолько велико, что общей усталости мы не чувствовали. Внезапно перед нами в темноте вспыхнул огонек. Его появление казалось настолько невероятным, что я решил, что галлюцинирую. С равнодушным видом я обратился к Петерсену, не видит ли он чего-нибудь? «Огонь», — воскликнул мой спутник, и мы зашагали, забыв об усталости и боли в ногах.

Но свет исчез и не показывался, несмотря на все наши поиски. Закрадывалось сомнение, может быть все это только показалось. Через час перед нами было небольшое, замерзшее озеро и на его берегу лежала ободранная медвежья туша. Где-то близко жилье! Пройдя несколько десятков метров, мы увидели чудесную картину: метрах в 20'0 большой дом с освещенными окнами, в которых виднелись движущиеся тени. Двери заскрипели, и человек с фонарем пошел на метеорологическую станцию. Мы