Техника - молодёжи 1936-02-03, страница 30

Техника - молодёжи 1936-02-03, страница 30

Корпуса динамомашины обрабатываются тов. Белых на строгальном станке „Бутлер". Ползун станка вводится во внутрь корпуса. Сам корпус динамо настолько велик, что внутри его помещается не только движущийся ползун, но и половина туловища Белых, следящего за работой резца, укрепленного в супорте пол-

Орденоносец ЯКОВ БЕЛЫХ

РАБОТА

НА РЕКОРД

В чем мать родила стою я перед столом призывной комиссии. Человек с военными нашивками, пошептавшись с членами комиссии, обращается ко мне:

— В кавалерию тебя, т. Белых. Коней не боишься?

От смущения и растерянности я некоторое время молчу.

— Что же, в кавалерии хорошо,— говорю в ответ и выхожу в шумную раздевалку.

Потом я шел к себе домой по улицам Енакиева, того самого местечка, где 25 лет проработал мой отец. Нажив инвалидность и кучу ребят, он вернулся в деревню. В Енакиево в 1929 году 19-летним парнем приехал и я. Год проработал землекопом, но потом решил податься в сапожники. Перешел в артель «Процевник». Отсюда и ушел в Красную армию.

Не шибко грамотным пришел я гуда ... Однако понимал, что недостаточно владеть клинком, винтовкой и сидеть в седле, как на стуле.

Крепко взялся я за учебу. Стал ходить в библиотеку. Какой огромный, неизвестный мне раньше мир раскрылся передо мною! Читая газеты, мне казалось, что я нахожусь hq в маленьком пограничном местечке Бигосово, а разъезжаю по всему свету.

18 марта 1935 года на прощальном вечере демобилизованных я произнес речь.

Перед своими старыми товарищами, молодыми бойцами, перед большевиками-командирами дал я красноармейское слово — овладеть техникой производства так, как овладел винтовкой и клинком.

— Пусть, глядя на мою работу, каждый мог бы сказать: «этот человек пришел из Красной армии», — такими словами закончил я свое выступление.

В мае 1935 года поступил я на завод «Динамо» им. Кирова. Поставили меня учеником на строгальный станок «Бутлер». Само это название пугало меня...

Управление освоил сравнительно быстро, но ведь надо 'было стать инженером своего станка, изучить его нутро. Тут неоценимую помощь оказал мне наш инструктор т. Кирсанов.

— Ну, как, —скажет, — Яша, дела, — и начнет объяснять про скорость резания, заточку, установку резцов, .про подачи — каждый станок в цеху он знает замечательно, по звуку мог определить, в каком он состоянии!

Свое красноармейское слово помнил я крепко. Как почувствовал, что крылья окрепли, заключил договор — сдать к 1 августа —• международному антивоенному дню первую деталь на «отлично». Наконец, пришло 1 августа. Деталь — остов приняли на «хорошо», но на его обработку ушло у меня очень много времени — 14 часов. От этой