Техника - молодёжи 1936-06, страница 55

Техника - молодёжи 1936-06, страница 55

русского производства. Делал ее еще1 в эпоху крепостного права мастер Виноградов.

Тут в музее можно встретить чудеса старого кустарного фарфорового искусства. Под стеклянным большим колпаком стоит изумительный белоснежный фарфоровый букет роз и георгинов. Тончайшие жилки на лепестках, чуть ли не волосяные, тычинки, — велико было искусство крепостного рабочего Иванова, который несколько десятилетий своей жизни отдал созданию этого фарфорового чуда.

Много десятилетий в России не знали, что фарфор не только декоративен, но и непроницаем для газов, химически стоек против щелочей и кислот, огнеупорен и неподатлив против громадных температур, способен вылеоживать исключительно высокие электрические напряжения... Словом, материал этот, весьма богатый ценнейшими качествами, может сыграть важную роль в истории человеческой культуры, науки, техники.

На этом заводе, ставшем советским, появилось мнол<ество новинок, вызванных к жизни бурным строительством наших заводов, фабрик, лабораторий, научных институтов. На заводе сейчас изготовляют из каолина: тигли, ступки, выпарительные чаши, ванны и воронки, высоковольтные изоляторы, мензурки, перископы — приборы, определяющие пламенную температуру металлургических и керамических печей. Тут же есть снятое с импорта кварцевое стекло, которому абсолютно не страшны самые резкие изменения температуры. Оно остается без малейших повреждений, если после нагрева до тысячи градусов немедленно опустить его в ледяную воду. Для нового каучукового завода в Эривани здесь готовили коленчатые трубы, для Уральского аффинажного завода — большие тигли, для водопроводных станций — бактериологические фильтры, автосвечи для магнето, изобретенные инженером-комсомольцем Ефремовым, и, наконец, искусственные зубы, искусственные фарфоровые глаза всех цветов для протезных институтов Наркомздрава.

Пять тысяч разнообразных технических изделий выпускает сейчас завод имени Ломоносова, ибо теперь мы знаем, что фарфор ценен не только своей красотой, но и тем, что он может быть тверже стекла и стали. Тут на заводе готовят теперь фарфоровую посуду и трубки для стока кислот, лодочки для плавки металлов, котлы для химической очистки золота.

В наше время фарфор неплохо заменяет металлы в различных отраслях. В магазинах продаются электрические фарфоровые чайники и кастрюли. Из фарфора нередко делают и радиаторы для парового отопления.

Очень интересен весь заводской процесс — сложный путь от глины к красивой чашке.

Каолин сначала промывают в больших чанах, потом составляют фарфоровую массу, добавляют полевой шпат и кварц, которые, сплавившись, свяжут между собой глиняные частицы. Эту смесь всыпают в особую шаровую мельницу, и там шихта превращается в мелкий порошок. Вода, проходящая через барабан, выносит всю массу в виде жидкого молока. Сигнальный фильтровальный пресс производит отжим воды из жидкой смеси. Машина фильтр-пресс состоит

из трубы и круглых мешков, хорошо пропускающих воду. Между мешками вставлены цинковые пластины. Эти пластины постепенно сдвигаются друг к другу, сдавливают массу, и вода вытекает из мешков. Потом фильтр-пресс развинчивают, и из мешков вынимают спрессованные плотные, глиняные круги. Их подвергают длительному вылеживанию в подвалах (не менее трех недель), так как после этого увеличивается способность глины к формованию. Затем глиняные круги промывают в валах специальной машины. Теперь из фарфоровых сухих «блинов» можно точить по шаблонам посуду — чашки, блюдца, тарелки..

Но это не все. Такая чашка оыла бы чересчур хрупкой. Ее нужно закалить, проведя через несколько обжигов от 800 до 1600°.

Два—три дня вся посуда стынет в печи, равномерно охлаждаясь. Потом она идет под роспись в мастерскую живописцев. Для рисунков на фарфоре употребляют краски из окисей металлов. Такие краски не выгорают при повторном обжиге посуды.

Так теперь создается из каолина фарфор.

Ир. БОЛЬШИНЦОВА