Техника - молодёжи 1936-10, страница 56Ро В. СЕРГЕЕВ. Фультон, говоря о своем изобретении, с величайшей скромностью отмечает, что он — лишь звено в цепи великих изобретателей, в течение почти трех столетий до него работающих над проблемой парового двигателя в судостроении. Парусное судостроение, создав тип судна, называемого клиппером, достигло предела. Это были необычайно изящные и иногда довольно крупные (до 3 ООО тонн водоизмещения) суда с огромной площадью парусов, позволявшей использовать малейший ветер. Но противному ветру, или штилю (точнее, безветрию), клиппера не могли ничего противопоставить. Первая попытка применить пар к движению судна была сделана испанцем Бласко-де-Гарей в 1543 г. В работах Леонардо да Винчи сохранились наброски судна, снабженного боковыми гребными колесами. В 1705 г. француз Денис Папин поставил на лодку изобретенную им пароатмо-сферную машину и получил желаемый результат. Но лодочники реки Фульты, где производил свои опыты Папин, уничтожили его лодку из боязни конкуренции. Папин не смог найти средств для продолжения опытов. В 1750 г. Парижская Академия наук объявила конкурс на двигатель, заменяющий силу ветра в движении судов. Тогда Даниил Бернулли, крупный ученый, основатель гидродинамики, предложил использовать гребные колеса, доказав, что существующая паровая машина Ньюкомена не сможет дать практически ценных результатов. Несколько позже, когда появилась машина Уатта, француз Жофруа построил колесный пароход, но использовать свое изобретение не смог. Американец Фич работал в это же время над иным типом двигателя: он пытался приспособить паровую машину к веслам. В 1768 г. и в 1801 г. английский инженер Саймингтон построил два 54 удачных парохода, но владельцы каналов запре тили плавание под тем предлогом, что пароходы будут разрушать каналы. Сеймингтон отказался от дальнейшей работы. Некоторые изобретатели пробовали иопользовать реактивный двигатель, пользуясь для этого струей воды, выбрасываемой сильным насосом, установленным на судне. Первым, кому удалось построить пароход, практическая ценность которого казалась несомненной, был Роберт Фультон. Роберт Фультон родился в 1765 г. в Америке, в семье ирландского батрака. Смерть отца очень рано заставила Фультона взяться за работу. Двенадцатилетний Роберт поступает в обучение к ювелиру в городе Филадельфии. Проводя целый день за тяжелой работой, Фультон по ночам с увлечением занимался рисованием. Частые карикатуры на хозяина привели, наконец, к ссоре, и Фультона выгнали из мастерской. Несколько удачных набросков, сделанных в кабачке, закрепили за Фультоном славу хорошего портретиста. Фультон в течение шести лет писал портреты своих сограждан и считал себя художником по призванию. В 1786 г. случай столкнул Фультона с знаменитым американским политическим деятелем и ученым Веньямином Франклином. Франклин без труда доказал Фультону, что он еще очень далек от совершенства, и предложил помочь ему отправиться в Лондон к его Другу, известному живописцу Уесту. Несколько месяцев, проведенных у Уеста, убедили Фультона в том, что ему никогда не удастся стать хорошим художником, и Фультон нашел в себе мужество проститься с иллюзиями. Он отправился в путешествие по промышленным городам Англии в качестве простого'рабочего, старательно изучая давно интересующие его машины. Так прошло три года. За это время Фультон приобрел славу искуснейшего механика. В 1789 г. он возвращается в Лондон, и здесь происходит его встреча с американцем Рамзэем. Рамзэй берт Фультон |