Техника - молодёжи 1937-01, страница 60

Техника - молодёжи 1937-01, страница 60

все больше и больше. Та.к формировались планеты, то есть темные, холодные шары. Третье по счету от ядра кольцо дало рождение нашей Земле.

По мысли Лапласа, наружные части сгустившегося "комка образуются из внешних частей газового кольца. Поэтому они имеют большую скорость по орбите и как бы забегают вперед. Так, образующиеся планеты должны были притти во вращение вокруг своей оси и в направлении, которое совпадает с направлением их обращения около Солнца.

Тот же процесс, который происходил раньше со всей туманностью, мог повториться и с клубками газа, образовавшимися из колец. Прежде чем они застыли, от них также могли отслаиваться кольца и сгущаться затем в твердые маленькие тела, образующиеся вокруг своей планеты.

Так могли, по словам Лапласа, возникнуть спутники планет, подобные Луие. У планет Юпитера и Сатурна таких спутников — лун — по девяти у каждого.

В тех случаях, когда в отделившихся кольцах не нашлось одного такого большого кома, который мог бы стянуть к себе все остальные, кольца сгущались не в одно большое тело, а в большое число мелких осколков. Так, например, могло образоваться поразительное по своему виду кольцо планеты Сатурн, состоящее из бесчисленного множества мельчайших кусочков, которые образуются вокруг планеты по тем же законам, что и обычные, крупные спутники. Так же могли образоваться и многочисленные малые планеты, или астероиды, обращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

Гипотеза Лапласа строго и последовательно объяснила происхождение всех форм движений материи, известных в то время в нашей солнечной системе. Она объяснила, почему все планеты вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении и почти в одной и той же плоскости. Она объяснила, почему в том же самом направлении вращаются и планеты вокруг своей оси, и движутся спутники, их окружающие. Она объяснила, почему пути — орбиты — всех планет вокруг Солнца почти круговые.

Гипотеза Лапласа произвела потрясающее впечатление на его современников. Впервые труднейшие вопросы, которые в течение веков задавало себе человечество, были объяснены на основании одних лишь законов природы, без помощи какой бы то ни было идеи о божественном сотворении мира.

В своей книге «Диалектика природы» Фридрих Энгельс в следующих словах охарактеризовал огромное значение работы Лапласа, разбившей взгляд на мир, как на нечто, Сразу возникшее таким, каким мы его знаем.

«Первая брешь в этом окаменелом мировоззрении была пробита не естествоиспытателем, а философом. В 1755 году появилась «Всеобщая естественная история и теория неба» Канта. Вопрос о первом толчке здесь был устранен. Земля и вся солнечная -система предстали как нечто, ставшее в ходе времени...

Если бы стали немедленно и решительно работать в этом направлении, то естествознание ушло бы в настоящее время значительно дальше от того места, где оно находится. Но что путного могло выйти из философии? Сочинение Канта не имело непосредственного влияния, пока, долгие годы спустя, Лаплас и Гершель не развили и не обосновали его содержания».

Почему, однако, Лаплас свою гипотезу, сыгравшую такую огромную роль в истории науки, поместил на задворках книги., не в тексте, а в последнем примечании? Это объясняется чрезвычайно строгим складом ума Лапласа. За этим единственным исключением, он никогда не выставлял своих гипотез и не пользовался чужими. Он все старался вывести математически, как следствие немногих основных законов механики.

Но и о своей единственной замечательной гипотезе Лаплас говорит с большой осторожностью: «Я выдвигаю ее с недоверием, которое должно внушать все то, что не является результатом наблюдения и вычисления».

После так называемой термидорианской реакции Лаплас снова вернулся в Париж. Здесь он не замедлил предпринять некоторые выступления, чтобы расположить к себе новое, буржуазное правительство—Директорию. К сожалению, замечательный ученый не очень заботился о моральной высоте своего политического облика.

В то время, опираясь на вооруженную силу армии, шел к власти Наполеон. Между прочим, он живо интересовался деятельностью ученых, механиков, химиков, так как прекрасно понимал, какое практическое значение и в промышленности и в военном деле могут иметь научные открытия. Он сам бывал на заседаниях Национального института, в который были преобразованы прежние академии.

Здесь он увидел Лапласа. Холодный, умный; не блистающий нравственными добродетелями Лаплас очень нравился Наполеону.

Немедленно после сделанного им переворота Наполеон назначил Лапласа министром внутренних дел. Лапласу, пришлось работать в чрезвычайно напряженной обстановке. В стране еще шли попытки восстановления монархии Бурбонов, рабочие парижских -предместий неодобрительно смотрели на усиливающуюся диктатуру Наполеона. Очень возможно, что ум Лапласа, гениальный в вопросах математических, плохо разбирался в том, как ему выполнить требования сурового первого консула. Во всяком случае через полтора месяца Лаплас был отстранен, В утешение Бонапарт назначил его членом сената, а в 1803 году — вице-председателем -сената.

Впоследствии Наполеон охарактеризовал Лапласа как министра довольно пренебрежительно. Он писал: «Замечательно, что ни один из вопросов практической жизни не представлялся Лапласу в его истинном -сеете. Он везде искал какие-то субтильности, -мелочи, идеи его отличались загадочностью, и, наконец, он весь был проникнут духом бесконечно малых, который вносил даже в администрацию». |

Тем не менее Наполеон постоянно благоволил к Лапласу. В 1803 году он сделал его канцлером и наградит орденом Почетного легиона. В 1806 году Наполеон возвел Лапласа в звание графа империи. Но все это не помешало «благодарному ученому» восемь лет спустя, видя неизбежное восстановление династии Бурбонов, одному из -первых подать голос за низложение Наполеона,

После реставрации королевства Лаплас попрежнему умудрился «быть в почестях» и в 1816 году Людовик XVIII пожаловал Лапласу титул маркиза.

Впрочем, нужно отдать справедливость Лапласу, что он никогда не изменял науке. Даже маркизом Лаплас жил весьма скромно. На административных должностях он себя -почти никак не проявлял и всегда много времени посвящал науке. Лапласа постоянно окружала молодежь, и после его смерти осталась целая школа астрономов-теоретиков.

Умер Лаплас в 1827 году, 78 лет от роду. Даже в бреду он говорил о каких-то предполагаемых им научных опытах. Его последними словами было: «То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего мы не

Наука обязана Лапласу не только тем, что он впервые выдвинул строго научную гипотезу о происхождении космических -миров, но и еще целым рядом замечательных исследований.

Так, например, Лаплас сделал очень многое для разработки методов, которые -позволили бы вычислять с огромной точностью и предсказывать заранее положение каждой планеты в нашей -солнечной системе на много лет вперед.

Лаплас объяснил также те неправильности, которые наблюдаются в движении Юпитера, Сатурна и Луны. Астрономы заметили, что движение Юпитера и Луны ускоряется, а движение Сатурна замедляется. Не зная точно причины этих явлений, можно было думать, что« если так будет продолжаться и дальше, то в конце концов планета Юпитер упадет на Солнце, а Луна — на Землю. Сатурн же, удаляясь от Солнца все дальше и дальше, в конце концов должен вылететь за -пределы солнечной системы в безграничное мировое -пространство-

Лаплас сумел доказать, что неправильности в движении этих планет происходят от того, что упятеренная скорость движения Сатурна около Солнца равна удвоенной скорости движения Юпитера, и потому .периодически происходят сближения обеих планет почти в одних и тех же условиях. Повторяющееся при этом взаимное возмущение движения Накопляется, и происходит явление, напоминавшее резонанс. Поэтому возмущения достигают очень большой величины. Но, как доказал Лаплас, в данном случае эти возмущения то возрастают, то уменьша

58