Техника - молодёжи 1937-02, страница 67образом, ни одной машины, которая могла бы приводить в движение судно, у П?пена не было. Изобретатель мечтал о такой машине, но, к : сожалению, этим мечтам не пришлось воплотиться в действительность. Следуя по стопам Бласко де-Гарая и других, Папену удалось построить лодку с лопастными колесами, приводимыми в движение вручную. Действительно,' его лодка была разрушена, когда он плыл в ней по рекам Фульде и Везеру к Северному морю. На изобретателя напали мюн-денские лодочники, они предали разрушению лодку Лапена, так как он нарушил традицию, заключавшуюся в foM, что от Мюмдена можнр было ехать дальше только на лодках местной гильдии лодочников. Конечно, тяжесть переживаний Папена, изобретение когорого стало жертвой феодальных предрассудков, от этого не уменьшилась. Вероятно, он действительно, как выражается Шпа- Некоторые исторические события, широко используемые в литературе и художниками, либо сильно искажены, либо вообще не существовали. Вот, например, изображение никогда не существовавшего парохода 'Папена. нов, «со стоном, не в силах видеть того, что делается, закрыл лицо руками» и т. д. Но никакой «толстяк» не мог кричать при этом: «Покупаю трубу и колеса», «Ты, Ганс, бери котел» и т. д. (стр. 52). Дойдя до этих строк, читатель, не верь глазам своим! Я. ПЕРЕЛЬМАН ЗАМЕРЗШИЕ ЗВУКИ Крыловский лжец, видевший в Риме огурец величиною с гору, был весьма умеренный .пун ио сравнению с бароном Мюнхгаузеном, фантазия которого в изобретении небылиц не знала пределов. Кто читал его похождения, тот не забыл, вероятно, его уморительного рассказа о необычайной суровости русских холодов. «Однажды, — утверждает он,--мороз был так силен, что кучер яе мог извлечь ни одного звука из своего почтового рожка — звуки замерзли в трубе!» Мюнхгаузен че сразу догадался об истинной причи- понял ее только тогда, когда, ио ^прибытии в гостиницу, замерзшие звуки оттаяли, и труба сама начала трубить... Не действительно ли в этой вы-J думке нет ни малейшей доли прав-'ды? Мы знаем, что с понижением температуры скорость звука в воздухе уменьшается. В холодном воздухе звук распространяется медленнее, чем в теплом; не может ли при очень сильном морозе скорость звука в самом деле стать равной нулю и звуки как бы «замерзнуть»? 'Обратимся к вычислениям; расчет несложен. Формула, выражающая зависимость скорости V звука от температуры t воздуха, такова: v = 332 J/1 4" a't метров в секунду. Здесь ft— коэфициент расширения Шов = 273. Мы желаем узнать, при какой температуре скорость звука 'становится равной нулю; для этого нужно решить уравнение: 332/т+® =<■■ ! Имеем: <=—273°. Другими словами, звук перестает распространяться в воздухе лишь при морозе в 273°, то есть при температуре так называемого «абсолютного нуля». Разумеется, такого мороза барон Мюнхгаузен ни в России, ни вообще где бы то ни было наблюдать не мог. Если нас заинтересует, какое уменьшение скорости звука мыслимо действительно наблюдать, то это легко вычислить. Наибольший мороз, когда-либо наблюдавшийся в Сибири, был около —70°. Подставим в приведенную выше формулу: —70, получим: „=332j/ 1-:™~=ж,.„. Эта скорость всегда на 15% меньше обычной. Можно ли заметить подобное уменьшение скорости звука? Оказывается, можно, и для этого не обязательны точные измерения. В разбираемом эпизоде барон Мюнхгаузен легко мог заметить это просто но звуку рожка. Теория звука учит, что высота тона, издаваемого открытой трубой, например органной, или рожком, зависит от отношения между скоростью звука и длиной трубы; число о колебаний равно -д , где г1-—скорость звука, I — длина трубы. Как показывает формула, при одной и той же скорости звука той тем ниже, чем больше длина трубы; а при одной и той же длине трубы тон должен понижаться с уменьшением скорости распространения звука. Теперь понятно, что на морозе труба должна издавать более низкие тона, чем в теплом воздухе. Даже при умеренном холоде эта разница может сказаться в том, что тон трубы покажется «бемолизованным», то есть пониженным на полутон. Если сравнить звучание в мороз и в жаркий летний день, то для такой музыкальной метаморфозы достаточен был бы довольно обычный в Сибири 40-градусный' мороз. Мы видим, что при сильном морозе звуки рожка барона Мюнхгаузена могли понизиться на полутон или даже на целый тон. Правда, тон рожка зависит не от одной лишь длины трубы — большое значение может иметь число колебаний металлического язычка. Для получения чистого и сильного тона колебания язычка должны соответствовать длине трубы (то есть колебаниям столба воздуха в трубе). Сильный мороз нарушает это соответствие: воздух в ронже перестает резонировать колебаниям язычка, и тон получается слабый, тусклый. Это и moj~ заметить барон Мюнхгаузен. Ilprf незнакомстве с физикой такое неблагоприятное влияние мороза на звуки можно, пожалуй, охарактеризовать, как некоторое «подмерзание» звуков. Английский физик Бойэ был, как видно, прав, когда писал: «Не так-то просто, даже при желании, сказать настоящую и полную бессмыслицу». 63
|