Техника - молодёжи 1937-05, страница 44

Техника - молодёжи 1937-05, страница 44

Монтаж нижнего пояса рудного крана на Кузнецкстрое.

силовую станцию. Уже было налито порядочное количество бетона. Это был определенный успех, и мы гордились им. Американцы не ожидали, что мы отважимся так далеко уйти в развороте строительства.

Американцы1 сразу же пытались сами создать у нас американский производственный порядок. Это было их некоторой ошибкой. Они не понимали, что делать это надо не сразу, хотя и необходимо решительно преодолевать вековые привычки технической косности.

Среди американцев выделялся прежде всего их руководитель Эвергард, инженер-проектант. В Америке есть такие люди, которые только проектируют. Они называются дэзайнерами. При американских больших размахах и масштабах без них строить невозможно. Эвергард был именно таким проектантом. Близко с производством он не сталкивался, но имел большую практику проектирования заводов. Это был тип инженера и дельца в одно и то же время.

Особо глубоких знаний в какой-нибудь специальной отрасли у Эвергарда не было, зато он умел организовать и держать в подчинении людей. Это тоже большое искусство, ценное на таком серьезном строительстве. Эвергард не был мелочно упрям и, когда надо, уступал, если самолюбие не страдало. Он хорошо знал металлургическую Америку, бывал в Европе и оказался для нас человеком чрезвычайно полезным.

Совсем другим человеком был Галловай. Это — скромный конструктор-чертежник, большой практик, очень порядочный человек и один из тех, кто обладал знаниями и отстаивал собственные технические идеи. Он искренно помогал нам разбираться в деталях американских конструкций и в особенности по домнам. Умный, вдумчивый, приветливый старик, он сохранил самое теплое воспоминание о Советской стране. И сейчас он пишет мне письма из Америки, полные вдохновения.

Хорошим работником из американцев был Хейс. Выросший из мастеров, замечательный практик по газовому хозяйству, он преподал нам много ценных практических указаний. Всегда внимательный к нашему делу, Хейс относился к большевикам с глубоким уважением.

У американцев-электриков мы научились прокладке кабелей и американским приемам работы.

Но далеко не все приехавшие иностранцы принесли нам пользу: за исключением трех-четырех, мы получили неважных работников.

Что нам дали американцы в строительном искусстве?. Кое-что дали, но меньше, чем можно было ожидать. Я прекрасно помню дискуссию между нашими строителями и американцами.

— Вы экономите на каких-то ничтожных килограммах Цемента, — говорили иностранцы, — деретесь за это с похвальным энтузиазмом и в то же время проводите работу с колоссальным количеством рабочих рук. Это не по-деловому и нелогично. Американцы так не работают.

Или вопрос о пластичном или литом бетоне. Это было самое ценное указание. Переход с пластичного на литой бетон они cpi3y поставили по-американски. Они доказали нашим строителям, что литой бетон значительно лучше, и, воспользовавшись этими указаниями, третью и четвертую домны мы уже бетонировали по американскому способу.

У американцев был определенный порядок.

— Чертежи, — Говорили они, — это документ, от которого ни в коем случае нельзя отступать.

Подстанции, которые строили американцы, представляли собой законченное сооружение под монтаж. Все отверстия были сделаны точно по определенному чертежу.

В начале монтажа машин наши монтажники не ставили сразу болты; они боялись: «а вдруг не придется?»

Американцы говорили:

— Как не придется? Обязательно должно прийтись. . — А вдруг ошибутся?

— Ошибки не может быть.

— Но человеку ведь свойственно ошибаться.

— Человеку —да, чертежу —ни в коем случае. Надо заранее рассчитывать так, чтобы не было ошибки.

С другой стороны, и американцы часто оказывались консерваторами в работе. Американцы предпочитают в работе только те методы, которые достаточно проверены. Они чрезвычайно не любили такого новшества, как сварка.

Зато в умении работать с подъемными механизмами и особенно в методах проектирования американцы дали

Людской состав на площадке был чрезвычайно пестрый. Ценность людей была разная. У нас были и строители, и построители, и люди, любящие риск, и трусливые людишки. С первых же дней, когда обозначились трудности, многие начали отбрыкиваться полным ходом: и климат, не подходящий для здоровья, и не по специальности работа. Таких мы не задерживали на площадке. Но в большинстве были люди преданные, ценные. Они организовали дружный, слаженный процесс всех звеньев строительства.

Успешно преодолевая трудности строительства, имея со стороны краевой партийной организации и особенно т. Эйхе всестороннюю помощь, мы успешно развернули строительство и быстро один за другим стали сдавать в эксплоатацию цехи завода.

Первой сдали теплоэлектроцентраль, затем коксовую батарею, первую домну и после успешно завершили весь металлургический цикл.

Гигант металлургии, сибирский участок Урало-Кузнец-кого комбината, стал реальностью.

42