Техника - молодёжи 1937-07, страница 5

Техника - молодёжи 1937-07, страница 5

20-ю годовщину Великой пролетарской революции страна встречает великими победами

Академик М. А. ПАВЛОВ

Интервенция и гражданская война нанесли большой вред нашей металлургии. Остановились и доменные печи. Производство чугуна в 1919—1920 гг. было ничтожно

Возрождение этой отрасли промышленности стало возможным только с 1923 г. Были попытки начать выплавку чугуна в 1918 и на Юге —в 1920 г. Но эти попытки скоро прекратились, потому что нехватало сырея для доменных печей. На Урале приходилось работать на старых запасах угля и руды, которые лежали несколько лет под открытым небом. Уголь этот, строго говоря, был уже совершенно непригоден в качестве топлива для доменной плавки. Производительность доменных печей на таком угле была ничтожной, но люди все же ухитрялись как-то работать.

Лишь в 1923 г. впервые появилась возможность доставлять оборудование на рудники и заводы и снабжать рабочих пищей и одеждой. Мало-помалу возродился транспорт, и к доменным печам начали подвозить руду и кокс, правда, в далеко еще не достаточном количестве, но все же домны стали задуваться одна за другой.

Дальнейший рост производительности был очень быстрым. Каждый последующий год давал в два, а затем в полтора раза больше, чем предыдущий, но абсолютные цифры добычи чугуна были все же малы.

Так мы подошли к 1928 г., когда южные печи, получив некоторые усовершенствования и усиление своего оборудования, дали впервые производительность лучшего довоенного года—1913. Было получено 3 млн. г чу-

В 1929 г. все печи Союза дали уже более высокую производительность, чем производительность печей бывшей Российской империи, т. е. несколько больше 4 200 тыс. т чугуна. С этого года началось наше быстрое поступательное движение вперед.

В 1929 г., осенью, и в 1930 г. были вынесены исторические решения партии и правительства о нашей металлургической промышленности.

Было решено организовать новую сырьевую базу для нашей черной металлургии. Эта база должна была опираться на гору Магнитную как поставщика богатой железной руды и на Кузнецкие каменноугольные копи, которые дают уголь, годный для коксования.

Было решено построить новые заводы на горе Магнитной и в городе Кузнецке и возить магнитную руду в Кузнецк, а кузнецкий уголь в Магнитогорск. Это сокращает расходы по перевозке, потому что не приходится вагоны возить порожняком. С другой стороны, эта новая угольно-металлургическая база чрезвычайно важна в оборонном отношении: Кузнецкие и Магнитогорские месторождения находятся далеко как от восточной, так и от западной границ.

Второе решение касалось Урала. Здесь решено было вести выплавку чугуна только для получения высококачественной стали.

Третье решение было особенно важным для Юга. Была установлена группа металлургических заводов, которые имели все данные для дальнейшего большого развития своей производительности. Старые печи должны были последовательно заменяться новыми, мощными, механизированными.

Предстояла весьма трудная и большая работа. Огромную роль в этом деле сыграл т. Орджоникидзе, назначенный в 1930 г. председателем ВСНХ, а затем наркомом тяжелой' промышленности. Все, что было сделано дальше, —а сделано очень много, — сделано под его непосредственным руководством, благодаря его настойчивости и энергии. '

3