Техника - молодёжи 1937-07, страница 6

Техника - молодёжи 1937-07, страница 6

4

Прежде всего надо было разрешить проблему сырья для доменных печей.

Геологи, побуждаемые правительством, проявляли необычайную деятельность. Масштабы разведок и поисков увеличились во много раз. В этом принимали участие все наши геологи — от самых известных специалистов до студентов. Все были двинуты в поле для поисков новых месторождений и для определения запасов старых.

Положение с сырьем было очень тяжелое. Одно время Кривой Рог находился в таком Состоянии, что мы не знали, на чем будут работать заводы в ближайший год. Количество руды, подготовленной для добычи (категория «А»), было ничтожно, а между тем проводилась очень большая программа увеличения выпуска чугуна.

Руда была лишь группы «Б», не подготовленная для добычи, и группы «С», т. е. запасы, только вероятные и возможные.

Начались энергичные разведки для определения запасов группы «А». Мы были в таком положении, что даже не знали точно, сколько руды будем добывать. А теперь мы добываем руду для Юга и вывозим за границу.

Запасы руды в миллиард тонн считают запасами, имеющими мировое значение. Раньше мы не знали в России ни одного месторождения с таким запасом. Но вот новейшие геологические разведки, показали, что в Кривом Роге мы имеем такие запасы.

Еще более богатыми оказались месторождения в Керчи: здесь мы имеем почти 3 млрд. г руды, правда, более бедной.

Очень тщательно была обследована гора Магнитная: тут решено было построить самый мощный металлургический завод в Союзе, здесь наши геологи нашли большие запасы руд категорий «А» и «Б».

Помимо этого оказалось, что староуральские месторождения, из которых некоторые разрабатывались уже около 200 лет, заключают в себе гораздо больше рудных богатств, чем считали до революции: например, На-деждинский округ считался очень бедным рудой, к нему даже подвозили ее из далеких районов южного Урала. Но более тщательные изыскания показали, что Надеж-динскйй округ вполне обеспечен собственными запаса ми руды. Так мы часто заново открывали свою собствен ную страну. Везде руды оказалось больше, чем мали.

Обнаружено много интересных месторождений: напри мер, Халиловские месторождения оказались очень большой мощности, они дают руду своеобразного состава, позволяющую выплавлять лигированный чугун, который содержит хром и никель.

Была обследована магнитная руда, содержащая ванадий. Обнаружены большие запасы, о которых раньше и не подозревали. В Горной Шории, например, были открыты новые месторождения, гораздо более мощные, чем те, на которых основывался Кузнецкий завод до

войны.

Небольшие домны с весьма примитивным оборудованием работали на металлур-

..............* заводах старой России. Гряэь и копоть покрывали неприглядную

окружающую обстановку...

Следующая важнейшая проблема — это проблема топлива для доменных печей. Возьмем, например, кокс на ших южных районов. Когда-то мы говорили в учебни ках, что это скверный кокс, что он сильно золистый что в нем много серы, что он слабый. Теперь нам уда лось его намного улучшить. Правда, сернистость южного кокса осталась, потому что сера в уме находится в виде органических соединений, которые не отделяются во время промывки; промывка не может уменьшить содержания серы в коксе ниже 1,7%, следовательно, кокс остается сернистым.

Но что касается уменьшения золистости, то здесь достигнуты большие успехи. Еще недавно южный кокс содержал 12—14% золы, но в последнее время нам удалось снизить среднее содержание золы в коксе до 9%, а на некоторых заводах—даже еще больше.

Конечно, южный кокс — это не самый чистый кокс, который вообще существует, но это очень хорошее топливо для домен, особенно по сравнению с тем, какой мы имели раньше, так как за последние годы мы сильно улучшили методы коксования — построены новые печи, которые дают кокс повышенного по крепости качества.

С 1924 г. на Урале стали вести выплавку чугуна на минеральном топливе, используя сибирский кокс и уголь Кемеровских копей. Это производство поддерживалось двумя или тремя печами. Но вот в 1932 г. началось массовое потребление кузнецкого кокса. Этот кокс по своим свойствам резко отличается от южного — он содержит мало серы (0,5—0,6%). Это дает возможность получать малосернистый чугун, уменьшая количество извести в шлаке.

Кузнецкий кокс, однако, имеет вместе с тем и крупный недостаток — он содержит большое количество фосфора. На таком коксе нельзя вести производство малофосфористого чугуна и чугуна, необходимого для бессемеровского производства.

Но мы создали третий угольный бассейн — Караганду. Оказалось, что эти угли имеют те качества, которых не имеют другие наши угли. Они малофосфористы. Из них получается великолепный кокс, который позволяет выплавлять высококачественный чугун специальных назначений.

Найдена руда ц в Восточной Сибири.

И вот Сибирь, о которой раньше говорили, что она не имеет железной руды, становится теперь краем, богатым этой рудой.

В общем •оказалось, что наш Союз обладает теперь такими запасами руды, каких не имеет ни одно другое государство на земном шаре.

Мы можем не беспокоиться, хватит ли нам руды для производства чугуна или нет. Кое-кто другой раньше израсходует свою руду, но не мы. У нас она будет.

Карагандинский уголь можно доставлять на Магнитогорский завод и на южный Урал. Он позволит нам в будущем осуществить то, перед чем мы до сих пор останавливались. Мы сможем, например, построить на южном Урале Бакальский завод. Карагандинский уголь позволит также получать малосернистый чугун из титаномагнетитов. При этом значительно легче будет извлекать из него ценный ванадий.

Если карагандинский уголь доставлять в Магнито-1 горек, можно получать некоторое количество кокса и для выплавки бессемеровского чугуна.