Техника - молодёжи 1937-08, страница 11

Техника - молодёжи 1937-08, страница 11

страна встречает великими победами.

сталь

Акад. М. А. ПАВЛОВ

Состояние мартеновского производства у нас существенно отличается от доменного. Когда наши доменщики были .вполне подготовлены к восприятию новейшей американской техники, мартеновцы еще не знали, в каком направлении пойдет у нас развитие производства стали. На некоторых заводах Юга русские доменные техники еще до империалистической войны применили американские профили домен, хорошо осознав преимущества американской конструкции доменных печей и американских методов доменной плавки.

Были у нас и техники, способные самостоятельно проектировать американские установки. Это доказано было постройкой макеевской доменной печи jNb 4 — нашей первой «американки», спроектированной советскими доменными техниками в 1925 г., когда у нас не было еще американской консультации.

В 1929 г., когда уже работала макеевская печь № 4, наши мартеновские техники вместе с экспертами-— немцами и американцами—. решали вопрос: американский или немецкий план расположения печей и американскую или немецкую конструкцию печей принять нам при проектировании новых мощных мартеновских цехов. После спора экспертов и зрелого обсуждения высказанного ими, мы приняли и для мартенов американский план цехов и американскую конструкцию печей. В этом мы и теперь не раскаиваемся. * ,

Мартены наших старых заводов в общем были неплохи — и по размерам и по конструкции. Сделаны они были по типу немецких печей, но работали значительно хуже, чем немецкие. Средний съем стали с 1 jw" пода был (в 1930—1933 гг.) близок к 3 г, тогда как немецкие давали в полтора и два раза больше. Это вызывалось резким различием условий, в которых работали печи.

В громадном большинстве- случаев наши печи загружались холодным чугуном, а хорошо работающие германские печи получают жидкий чугун. Отапливались наши печи, как правило, плохим газом. Не только уральские мартены и мартены Подмосковного района с их дровяными и торфяными генераторами, дававшими газ, пересыщенный парами воды, но даже наши южные печи получали всегда плохой каменноугольный газ," часто с теплотворной способностью не выше 1 150 калорий: газогенераторы издавна были самой слабой частью оборудования южных мартеновских цехов. Хороший каменноугольный газ европейских печей дает 1 400—1 450 калорий на 1 м3. В Германии многие печи уже работали на смеси доменного и коксовального газа, дающей 2 000—2 200 калорий, у нас же в то время ни одна печь не работала на такой смеси. В Германии наилучшие результаты достигались на вращающихся печах, у нас таких печей совсем не было (если не считать печь Нижнесалдинского завода, по-

Вот как выросло производство стали в, нашей стране. Сравните, с чем мы пришли ко второй пятилетке (1932 г.) и чего достигли в 1936 г., предпоследнем году пятилетки.

строенную для работы в качестве миксера). На многих наших .мартенах шихта загружалась вручную. Это -затрудняло, и даже делало невозможным, увеличение садки (загрузки) в тех печах, площадь пода которых вполне допускала это. А там, где существовала механическая завалка, возникало другое препятствие: увеличению садки мешала недостаточная мощность разливочных устройств — ковшей и кранов. Таким образом, обычное средство увеличения мощности существующих печей было недоступно. Наконец, «текучий» персонал на печах даже старых •заводов не мог, конечно, вести плавку так, как это делают высококвалифицированные рабочие германских заводов. Отсутствие запасных кадров ставило цехи новых заводов в исключительно тяжелые условия работы.

Кроме плохого использования емкости печей, на производстве стали сказалось и большое количество простоев: мартены работали только две трети календарного времени.

9