Техника - молодёжи 1938-02, страница 26

Техника - молодёжи 1938-02, страница 26

представляют сооой мощное орудие как для самостоятельных боевых действий, так и для взаимодействия с надводным и воздушным флотом. Подлодки могут нести разведывательную и дозорную службу, вести торпедные атаки надводных кораблей противника и ставить минные заграждения./

Все подлодки испанского флота, которых к началу мятежа было 10, остались на стороне республиканцев. Часть из них — полноценные боевые организмы, с успехом выполняющие свои задачи.

Таким образом, испанский флот к началу мятежа насчитывал в своем составе

2 линкора, 7 крейсеров — один из них недостроенный («Балеарис»), —15 эсминцев, 10 подлодок и много вспомогательных судов.

Почти все офицерство испанского флота было на стороне фашистов. Согласно их плану, предполагалось по сигналу о начале восстания захватить в свои руки все корабли и немедленно двинуть их к африканским берегам для переброски марокканских войск на территорию Испании, без которых Франко не мог рассчитывать на успех.

Но революционные моряки внесли существенный корректив в планы фашистов, и дело приняло для мятежников совершенно неожиданный оборот. Когда мятежный офицер крейсера пришел в радиорубку и приказал передать по радио сигнал восстания всему флоту, то Дежурный радист вместо исполнения приказания убил офицера и передал радиограмму всем матросам о начале фашистского восстания, с призывом убрать фашистов и захватить все корабли в свои руки. Этот призыв, во-время предупредивший матросов, привел к тому,, что большинство кораблей оказалось на стороне республиканского правительства, и только некоторые корабли, где бдительность и организованность матросов были не на должной высоте, фашистам удалось захватить в свои руки.,

На стороне республиканского правительства остался линкор «Хаиме I»,

3 крейсера —«Либертад», «Микуель Сервантес» и «Мендец Нунец», 14 эскадренных миноносцев (из них в строю было 10), 10 подводных лодок, 10 канонерских лодок и 10 сторожевых кораблей.

На сторону фашистов перешли линкор «Эспанья» (однотипный с линкором «Хаиме I»), 2 крейсера — «Альмиранте Сервера» и «Канариас», один эсминец — «Веласко» и 3 канонерские лодки. Кро

ме этого, в руках мятежников оказался также и крейсер «Балеарис», который был в то время в достройке.

Ясно, нто этих кораблей для Франко было совершенно недостаточно, и его плану переброски марокканских войск грозил провал, а следовательно, восстание могло быть подавлено в короткий срок.

Огромную помощь в этот момент получил Франко от германского и итальянского фашизма. На военных и торговых германских судах началась срочная переброска войск из Марокко на испанскую территорию. На помощь морскому, флоту Германия бросила большое количество транспортных и военных самолетов, на которых также началась спешная переброска войск и снаряжения из Марокко. Всего на самолетах было переброшено в Испанию свыше 10 тыс. марокканцев.

Республиканский флот в этот момент не представлял цельного боевого организма, так как он оказался почти совершенно без командных кадров. Подавляющая часть офицерского состава перешла на сторону фашистов, и. на республиканских кораблях остались только единицы преданных республике офицеров.

Сложная морская техника и ее многообразие требуют большой квалификации командного состава морсхого военного флота. Поэтому в первые же месяцы войны республиканский флот ощущал острую нужду в командных кадрах, и для подготовки их были организованы курсы, на которых обучались младшие командиры и часть матросов.

Но наряду с этими мероприятиями республиканский флот сразу же, не теряя времени, начал проводить боевые операции против флота мятежников. Из среды революционных матросов выдвинулись наиболее передовые бойцы, кото

рые с успехом замещали офицеров, а на некоторых кораблях работали преданные правительству народного фронта офицеры.

Наиболее важной операцией республиканского флота в первые месяцы после мятежа был знаменитый северный поход.

Этот поход был предпринят с целью снять блокаду с северных портов и обеспечить подвоз вооружения и боеприпасов республиканским войскам северного фронта.

21 сентября 1936 г. республиканский флот в составе линкора «Хаиме I», крейсеров «Либертад» и «Микуель Сервантес» w 6 эсминцев вышел из Малаги, незаметно прошел Гибралтар и, следуя вне видимости берегов, благополучно прибыл 25 сентября в Хихон.

В результате этой операции была снята блокада с республиканских портов и были уничтожены минные заграждения, произведенные кораблями мятежников.

После месячного пребывания на севере правительственный флот 20 октября вернулся обратно в порты Средиземного моря.

Этот поход республиканского флота, покрывшего в опасной зоне расстояние свыше 1 -500 миль, вызвал восхищение' всего мира. Корабли республиканского флота, остро ощущавшие недостаток командного состава, обязанности которого зачастую выполняли младшие командиры и матросы, блестяще справились с этой задачей и показали, что революционные моряки правитёльственного флота с успехом могут вести боевые действия. Характерно, что за время похода корабли мятежников не только не искали встречи с республиканскими кораблями, но всячески ее избегали.

После северного похода республиканский флот выполнял следующие задачи:

защита республиканского побережья от попыток блокады его со стороны флота

обстрел военных объектов мятежников на побережье с целью затруднить боевые действия флота мятежников;

обеспечение мореплавания республиканского торгового флота.

Все эти задачи республиканский флот выполнял в чрезвычайно трудных условиях, когда флот проходил этап боевого сколачивания, подготовки кадров и организационных мероприятий. Но, несмотря на это, флот провел ряд удачных обстрелов военных портов и укреплений на побережье, занятом мятежниками, и нанес им большие разрушения. Обстрел обычно производился эскадренными миноносцами, которые, используя свою большую скорость, под покровом ночной темноты незамеченными подходили к объектам и открывали огонь из всех своих орудий. Шесть таких обстрелов было произведено до апреля 1937 г. и неизменно с, большим успехом.

В летний этап боевых действий б Испании республиканский флот вступил окрепшим боевым организмом, имея хо

26