Техника - молодёжи 1938-08-09, страница 4

Техника - молодёжи 1938-08-09, страница 4

Наша авиаЦия получила от дореволюционной России убогое наследство. Самолетный парк представлял собою большое авиационное кладбище. Здесь были преимущественно французские машины старых конструкций, изувеченные и изношенные в боях империалистической войны. Нередко самолет собирался из доброго десятка самых различных машин, так что, как в шутку говорили летчики, от первоначального самолета оставался только номер.

Машины были не только ■изношенными, но и устаревшими, даже по тем временам. Первое время все вооружение самолета нередко состояло только из револьвера системы «Наган» и нескольких десятифунтовых бомб, которые летчик брал к себе прямо в кабину.

Неоценима заслуга техников и мотористов гражданской войны, которые по мере сил и возможностей приспосабливали эти «летающие гробы» к условиям боя. Они собирали и ремонтировали машины, придумывали и прилаживали самодельные бомбодержатели.

Случалось и так, что в самый разгар операции запас бомб иссякал. Летчики требовали от своих неистощимых на выдумку техников новых изобретений. Техники и тут находили выход. Они приспособили для боевых целей даже... консервные банки, В пустой консервной банке пробивались отверстия. Улетая на бомбометание, летчики на пять-шесть бомб брали целую дюжину таких банок. Поднявшись над целью на высоту в 1000 — 1500 м, летчики посылали за каждой бомбой две банки. Безобидные банки, при-ближаясь к земле, издавали исключительной силы звук, похожий на дикое завы-

С. ДАНГУЛОВ

вание, и нередко обращали в бегство •обезумевших от страха интервентов и белогвардейцев. Впоследствии техники заменили консервные банки пустыми бензиновыми бидонами и достигли еще большего эффекта,

Понятно, что это средство оказывало лишь деморализующее влияние на врага.

Применяли наши летчики и другое, не совсем обычное боевое оружие: с самолета на врага сбрасывалось огромное количество стрел. Приближаясь к земле, стрелы развивали огромную скорость и били противника с большой силой. За годы гражданской войны нашими летчиками были сброшены сотни килограммов, этих стрел.

В разгар гражданской войны в стране разразился бензиновый, "голод. Был он вызван тем, что враг захватил основную нефтяную базу республики — Баку. Наши техники и мотористы сумели переключить весь воздушный флот на! питание спиртом, бензолом и всевозможной, как они говорили, «казанской» смесью, состоящей из разных сортов жидкого горючего.

Когда требовалось, технический состав отряда, сменив ножовку и разводный ключ на винтовку и пулемет, шел на са-. мые передовые позиции. Так, однажды, в разгар боев на уральском фронте кавалерийские части Колчака пытались в полночь приступом взять аэродром. Но благодаря бдительности часовых своевременно была поднята тревога. Окопавшись вдоль границ аэродрома и сдерживая пулеметным огнем натиск кавалерии, техники и мотористы дали возможность летчикам подняться в воздух и ударить противника с тылу. Налет колчаковцев был отбит.

Из 2 тыс.. самолетов, которые имела Россия до октября 1917 г., усилиями наших частей было спасено около 1500.' Однако самолеты эти были так изноше-; ны, что многие из них почти не выходили из ремонта. Даже наши самоотвер-| женно работавшие техники не могли1 поддерживать, в строю больше Q50—300 машин. Некоторые из самолетов в течеН ние года ремонтировались по три, а иногда* и по пять раз. Разумеется, боевая работа-на таких самолетах была весьма опасной.; Хуже всего работала винтомоторная rpyn-j па. В воздухе взрывались бензобаки; при; быстром скольжении в моторе возникал пожар, порой разваливался винт, во время взлета мотор переставал работать и т. д.; Так же ненадежны были и крылья. Можно привести немало случаев, когда крылья отваливались в полете и фюзеляж с. летчиками разбивался вдребезги,; Самолеты очень легко срывались в што-| пор, из которого вывести их было почти! невозможно.

Летчики окрестили свои боевые маши-, ны «воздушными гробами» и хранили сокровенную мечту полетать на новейших по тем временам английских и француз^ ских самолетах, которыми интервенты щедро снабжали белогвардейцев. Не бы. ло границ радости наших летчиков, когда в часть прибывали трофейные, захваченные у врага самолеты. Моторы «Бенц»| «Мерседес», «Пума», «Либерти», самолеты «Де-Хевалянд», «Снайп» казались тогда; чудом авиационной техники.

Одинаково мастерски используя и своИ «воздушные гробы» и новейшие трофейные самолеты, наши летчики смело всту-, пали в бой и выходили победителями.

Л етчики дореволюционной России были преимущественно, представителями привилегированных слоев общества. После революции многие из них перешли на сто-; рону белогвардейцев. Даже среди тех летчиков, которые остались в наших частях, былй политически- ненадежные. Бывали даже такие случал, когда бывшие'; офицеры перелетали на: наших самолетах к белогвардейцам.

Разумеется, полагаться на такие кадры нельзя было. Необходимо было воспитать и подготовить новые кадры летчиков из людей, преданных революции. В 1918 г.-в республике было четыре школы по подготовке красных летчиков: в Москве,• Казани, Гатчине и Севастополе. Первостепенное значение имела московская школа, готовившая для фронта наиболь-; , шее количество летчиков.

Московская школа учила своих питом-j цев летному делу на устаревшем самоле-' те «Вуазен» с мотором в 130 л. с. систе-j мы «Сальмсонэ. Самолет имел четыре5 колеса и был в шутку прозван «француз?' ской телегой». «Вуазен» обладал толкаю-

Аэродром Красного авиационного отряда на юго-восточном фронте.