Техника - молодёжи 1939-06, страница 59

Техника - молодёжи 1939-06, страница 59

iii

И. ФАЙНБОЙМ

Петр Николаевич Лебедев родился в Москве 24 февраля 1866 г. Его отец, служащий у московского чаепромышлеиника Боткина, был для своего круга весьма образованным человеком.

С восьми лет мальчик увлекается раз-ыыми самоделками.

Осенью 1875 г. родители определяют сына в Петропавловскую школу. Школы он не любит и воспринимает ее как нечто постороннее, грубое, ворвавшееся в его внутренний мир. Лишь занятия по физике заставляют его посещать школу.

Увлечение самоделками продолжается, но с годами они становятся более серьезными. Почти все они относятся к области физики и электротехники. Среди них: ди-намомашины, телеграфные устройства, летательные аппараты, регулятор для вольтовой дуги, схема получения азотной кислоты из воздуха и т. д.

В 1882 г. Лебедев окончил школу. Отец предложил ему продолжать образование в Московском высшем техническом училище и для предварительной подготовки определил его в частное реальное училище.

По окончании средней школы Лебедев поступает в Высшее техническое училище. В течение двух лет он усердно занимается и с увлечением работает в мастерских: еле-

Отдельные части приборов Лебедева, сконструированных для исследования давления света на твердые тела и газы. В центре шита укреплены три различные системы платиновых крылышек. Над щитом— шкала (в сантиметрах).

I p^I 1Э*Гь7«9.в«*з»

I П I I I I I I I I

I I I

111

ЧУУКгЬо-^ <J О (>JUAWL Т. К. ЯмЫЛск,

43М.-.

сарной, токарной и деревообделочной, достигая большого мастерства в конструировании и постройке сложнейших технических моделей. Но неизменное сильное влечение к физике, к «чистой науке», к которой направлены все его стремления, внушает ему мысль о переходе в университет. Однако поступить в университет он не может, так как не изучал в реальном училище древних языков — латинского и греческого.

Профессор физики Щегляев, обративший внимание на выдающиеся способности Лебедева, рекомендует ему уехать в Страсбург, к профессору Кундту.

Юный Лебедев уезжает за границу и поселяется в Страсбурге.

На другой день после приезда он приходит в Физический институт Страсбург-ского университета, помещающийся в огромном специально построенном трехэтажном здании. Преодолевая застенчивость и робость, новичок проходит во внутренние помещения института. Он знакомится с отдельными лабораториями, предназначенными для самостоятельной научной работы профессоров и ассистентов; с некоторой опаской подымается на высокую, 30-метровую башню, для опытов с маятниками и, изумленный, спускается в подземелье, где расположены многочисленные лаборатории. Вот перед ним комната магнитных исследований, комната для оптических работ, весовая, ртутная, фотолаборатория. Все помещения освещаются электрическими лампами Эдисона, повсюду имеются вода, газ, вентиляторы, электрический ток. Физическим институтом руководит прославленный ученый Август Kyurfr.

Полный сил и энтузиазма, Лебедев начинает скромную жизнь русского студента за границей. Все свое время он проводит на лекциях, в лабораториях и над книгами.

С самого начала пребывания в университете Лебедева влечет к труднейшим, неисследованным проблемам физики. Кундт поддерживает в нем это стремление, считая, что непростительно растрачивать такие выдающиеся способности на мелкие работы, мало обогащающие науку.

В 1889 г. Кундт переезжает в Берлин, где занимает должность директора Физического института Берлинского университета. С отъездом учителя для Лебедева меркнет яркий и вдохновляющий мир Страс-бургского университета. Он едет вслед за Кундтом в Берлин и в течение года работает у него, одновременно посещая лекции выдающихся профессоров, в том числе и самого Гельмгольца.

1

J

Лебедев продолжает свои научные исследования и готовится к защите диссертации. Однако ему не удается защитить диссертацию при Берлинском университете, и он вынужден вернуться в Страсбург.

В Страсбургском университете место Кундта теперь занимает знаменитый физик Кольрауш. Под его руководством Лебедев заканчивает диссертацию «Об измерении диэлектрических постоянных и о теории Моссоти — Клаузиуса». С предельной точностью он измеряет диэлектрические постоянные девяти органических соединений и доказывает соответствие опытных данных теоретическим, выраженным формулой Моссоти—Клаузиуса.

Весной 1891 г. Лебедев блестяще защищает диссертацию, встреченную единодушным восторгом присутствующих и напечатанную затем в известном журнале «Анналы физики». За эту первоклассную работу Страсбургский университет присуждает ему ученую степень доктора философии.

30 июля, спустя несколько месяцев после защиты диссертации, на коллоквиуме у Кольрауша Лебедев читает свою статью «Об отталкивающей силе лучекспускаю-щих тел».

В одном из писем Лебедев писал тогда: «Мои изыскания в спектральном анализе — задача на всю жизнь». И действительно, основные работы, создавшие ему бессмертное имя в науке, относятся к световым явлениям в широком смысле этого слова. Своими исследованиями Лебедев подводит мощный экспериментальный фундамент под великое учение Максвелла, обобщающее в одно целое световые и электромагнитные явления.

Осенью 1891 г. кончается страсбургский период жизни Лебедева.

Двадцатипятилетний доктор философии возвращается в Россию, чтобы вступить на тернистый путь русского ученого, принужденного работать в условиях жестокого гнета черных сил реакции.

В последние годы XIX столетия, когда мировая физическая наука вплотную подходит к величайшим открытиям Томсона, Планка, Рентгена, Беккереля, Резерфордя, самодержавие всеми силами старается душить русскую науку и русские народные таланты. Царские чиновники при «высочайшем» покровительстве всячески тормозят развитие научных исследований, создают невыносимые моральные и материальные условия жизни русских ученых.

В Москве Лебедев обратился к профессору физики Московского университета, замечательному ученому и человеку Александру Григорьевичу Столетову. Столетов, уже знакомый с блестящей диссертацией Лебедева, мог, однако, предложить ему лишь единственное вакантное место внештатного лаборанта в физической лаборатории.

Физическая лаборатория занимала скромное помещение в старом здании ункверси-

58