Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 48я ишо vmm книгопечатднняКниги появляются в России в i в. и первоначально служат нуждам церкви. Пишутся они от руки, грамотных людей — пис-— мало. Вместо бумаги слу-■ выделанная и отбеленная телячья кожа. Пишут медленно, ь каждую букву тщательно вырисо-" вывают гусиным пером; это большой и тяжелый труд. Качество книг неудовлетворительно. Они полны ошибок, которые постепенно вкрадываются в текст при списывании то по непониманию, то по недосмотру писцов. До XV в. рукописная книга доступна только феодальной знати. Круг читателей невелик. Затем появляется новый материал— бумага — и упрощается самый почерк. Это ускоряет процесс письма. Создается класс писцов-профессионалов, которые пишут не только на заказ, но и на продажу. Появляются торговцы-книжники. Книгу можно, как и всякий товар, купить на торгу. В Москве торговля книгами ведется у Спасского моста, близ Кремлевских ворот. В XV—XVI вв. книг становится больше и: спрос иа них увеличивается. Они уже служат не только нуждам церкви. До нас дошли написанные в XVI в. повествовательные книги — повесть об Александре Македонском и другие; исторические — летописи; юридические — судебные; медицинские— лечебники; руководства по искусствам и ремеслам, по домоводству (наставления типа «Домостроя») и т. д. Иногда русские из Польско-Литовского государства обращаются за книгой в Москву. Здесь ее достать легче, чем у себя в Белоруссии, где сильна полонизация и происходят гонения «а родной язык. Возросший интерес к книге, стремление упростить и ускорить ее изготовление приводят на Западе к изобретению книгопечатания. В 1450 г. Иоганн Гутенберг, уроженец г. Майнца, находит способ печатать книги, оттискивая на бумаге набор из подвижных металлических букв. Для каждой буквы или знака вырезается пунсон, т. е. штемпель из твердого металла. Этим пунсоном выбиваются в металлическом листе матрицы, или формы, по которым и отливается нужное количество металлических букв. Материалом для букв служит олово в сплаве с другими металлами. Набранный такими буквами текст располагается строками, укрепляется в особой раме и затем набивается от руки краской. Лист бумаги притискивается к набору при помощи пресса, и окрашенные выпуклые поверхности букв отпечатываются на бумаге. Книгопечатание во много раз увеличило выпуск книг, так как каждая книга выходила сразу в большом количестве экземпляров. Правда, техника дела была еще очень несовершенна, печатание шло медленно, и тираж книги не превышал нескольких сотен экземпляров. Славянские народы, скоро знакомятся с новым изобретением и овладевают техникой книгопечатания. Уже 1491 г. в Кракове выходят первые славянские книги: «Шестодиев» и другие издания Швайполь-1 Феоля. За ними следуют: «Библейские —.................. ~ Праге между М. ЩЕПКИНА 1517 и 1525 г. полоцким уроженцем доктором Франциском Скорйною. В Москве уже были знакомы с произведениями иноземной печати и пользовались славянскими печатными изданиями. В XVI в. Иван Грозный решает приступить к печатанию книг. В 1553 г. он заводит Печатный двор, или штамбу, т. е. типографию. Во главе ее был поставлен ученый .дьякон церкви Николы Гостунского Иван Федоров; в помощники ему дан Петр Мстиславец. Задача Ивана Федорова заключалась в том, чтобы выработать шрифт, отлить буквы и тщательно выверить печатаемый текст. 19 апреля 1563 г. приступили к печатанию первой русской книги. 1 марта 1564 г. — через десять р липшим месяцев — появился «Апостол*. Книга содержит 267 листов текста. Перед каждой из 16 глав — орнаментальное украшение. Напечатана книга на хорошей, французской бумаге, тираж ее — 1000 экземпляров. По стройности и красоте шрифта, по богатству орнамента, по тщательности набора и чистоте оттисков книга эта является образцом технического мастерства. И в почерке и в украшениях «Апостол» продолжает традицию русской рукописной книги. Эта первая русская печатная книга представляет образец самостоятельного национального творчества. Усвоена новая техника и прекрасно применена к русскому материалу. В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец печатают еще одну книгу, «Часов-ник», и затем деятельность их обрывается. Книгопечатание имело в Москве много врагов. Тут были и писцы-профессионалы, которые теряли заработок, и духовенство, и часть влиятельного боярства. Они обвинили первопечатника в искажении текста Типография XVI в. Печатники складывают оттиснутые на станке листы. Справа—печатный станок. В глубине, у окна, работают наборщики. I ереси. Существует даже предпо- „„,„______ что типография была сожжена, Во всяком случае, Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были скрыться из Москвы за литовско-польский рубеж. Они успели увезти с собой отлитый ими шрифт, резные деревянные доски с орнаментом и вдали от родины продолжали борьбу за русскую печатную книгу. При помощи захваченного в Москве шрифта Иван Федоров издает две книги в одну в Львове. Затем, уже новым шрифтом, не похожим на московский, печатает -еще две книги в Остроге. Одна из них — знаменитая «Острожская библия». Все эти издания вышли в свет только благодаря поддержке части еще не ополяченных русских магнатов, так как своих средств у Ивана Федорова не было. Умер он в 1583 г. в бедности, отдав все свои силы созданию русской печатной Вынужденное бегство из Москвы первого русского мастера книги не могло, однако, остановить раз начатое дело. Вскоре печатание книг возобновляется. В 1568 г. Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа выпускают новую книгу. Книгопечатание продолжает развиваться, а в XVII в. жизнь заставляет Печатный двор перейти и к книгам светского содержания. В 1634 и 1637 гг. появляются буквари, затем — грамматика, в 1647 г. выходит руководство по военному делу «Хитрость ратного строя», в 1649 г. — судебное «Уложение», в 1682 г.— пособие по счетному делу для торговцев «Считание удобное», в 1703 г. — «Арифметика» Маг- Книга пробивает себе путь в гущу городского населения. Особенное развитие печатание книг приобретает с введением -гражданского шрифта в XVIII в„ в петровскую эпоху. 4Г,
|