Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 49

Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 49

В. СМИРНЯГИН Л. СМЕХОВА

Ж Пв.

• ah сЛ ы-ч *"-! "^ '

Фялгмкше ц БЭКОН

няекр то»ц» лр>иНм)

^И^КОСТИ^ДСТвврйННфЙ

О ЗВУКЕ

ПуХЫКААЬ-НА.Я ГАРМОНИЯ «НО*

1»АНА НА ПрОПОрг . ^ИЯХ

ua

Звук с давних пор считался од- I ним из самых загадочных явлений природы. В самом деле, что порож- | дает звук? Что заставляет его неве- ! домыми путями распространяться и j достигать нашего слуха? Почему звук, едва родившись, так быстро замирает? Эти вопросы издавна вол- 1 новали. пытливый ум человека.

Ничего не зная о природе звука, i человечество на протяжении тысячелетий пользовалось им.-Люди очень j давно подметили некоторые закономерности в этом явлении, выделив из массы звуков отдельные комбинации их, производившие приятное впечатление иа слух. Это было одной из причин зарождения музыки, старейшего из искусств. Наши отдаленные предки устано-чисто практическим путем основные закономерности построения музыкальных инструментов. Они знали, например, что лира или арфа обладают хорошим тоном лишь в том случае, если их струны по своей длине и толщине подобраны с i соблюдением некоторых числовых соотношений. Только в этом случае каждая струна дает звук определенного тона. Правильное сочетание этих тонов является основой музыкальной гармонии.

Однако, почему все это происходит, причину явления, древние масте-музыкальных инструментов объяснить не могли.

Первый, кто математически исследовал числовые соотношения тонов в музыкальных инструментах, был великий математик древности Пифагор, живший в VI в. до н. э. Рассказывают, что однажды ученый, проходя мимо кузницы, заметил интересное явление: удары молотов о наковальню воспроизводили звуки музыкальных тонов —.кварту, квинту и октаву. Пифагор стал искать причины столь необычайной музыкальности кузнечных инструментов. В этот период Пифагор разрабатывал свою теорию, числа как основы всего существующего. Надеясь и здесь найти числовые соотношения, которые помогли бы объяснить превращение кузнечных инструментов в музыкальные, ученый решил взвесить молоты. Оказалось, что веса меньших молотов составляют три четверти, две трети и половину веса большого. Тогда Пифагор попросил кузнецов взять другие молоты, веса которых не соответствовали бы найденным пропорциям. Однако новые молоты уже не давали музыкальных тонов.

Этот случай послужил Пифагору поводом для постановки целой серии опытов. При помощи несложных приборов знаменитый геометр обнаружил, что высота тона струны зави

сит от ее длины и степени натяжения. Кроме того, исследованиями ученого было установлено, что в правильно настроенном музыкальном инструменте длины струн должны находиться в тех же. отношениях, какие были найдены при изучении музыкально звучащих молотов.

Открытый Пифагором закон давал j объяснение только одному частному | явлению из области звука. Более глубокие причины найденной законо- : мерности, так же как и вообще при- j рода звука, попрежнему оставались j загадкой.

О природе и причинах распространения звука древние натурфилософы выдвигали много предположений. Кое-кто уже тогда высказывал смелую догадку о колебательной природе звуковых явлений. Эти идеи нашли наиболее верное н полное обобщение в сочинениях римского писателя Сенеки, жившего в I в. н. э. Его семь книг, объединенных под общим заглавием «Естественные вопросы», были своеобразной энциклопедией естествознания, которая сохранила научную ценность почти до конца Средневековья. В этих книгах, написанных весьма живо и убедительно, Сенека рассказывает о самых разнообразных проблемах естествознания, в том числе и 0 звуке. Вот что пишет он о природе звуковых явлений:

«Что такое звук голоса, как не сотрясение воздуха ударами языка? Какое пение было бы возможно слышать, не будь этой упругой воздушной жидкости? Разве звуки рожка, трубы и гидравлического органа не объясняются все той же упругой силой воздуха?»

Сенека очень близко подошел к современным взглядам на природу звука. Правда, это были только предположения, не подкрепленные опытными, практическими исследованиями.

Последующие полторы тысячи лет . очень мало прибавили к тому, что было известно людям о природе звука. В XVII в. Френсис Бэкон, основатель опытного метода в науке, считал, что звук может распространяться не иначе, как при посредстве некоторой «упругой жидкости», которая, по его мнению, входит в состав воздуха. Это неверное утверждение Бэкона повторяло по существу отвлеченные рассуждения древних натурфилософов.

Между тем к этому времени уже зарождалась опытная наука о звуке. В итальянском городке Флоренции великий ученый ГалиЛей получал музыкальные звуки, быстро проводя ножом по краю монеты,

:. ЗВУК ГОЛОСА- ч* ' ЭТО СОТРЯСЕНИЕ ВОЗДУХ' УДАРАМИ ЯЗЫКА -Eraraj'Hxgj^

1620

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Все загадки Пифагора
  2. Кузница инструмент

Близкие к этой страницы