Техника - молодёжи 1940-04, страница 431елжий русский ученый Статья академика А. Е, ФЕРСМАНА /Ломоносове написаны десятки сотни статей. Самые крупные 8едователи, мыслители, ученые, 'ы, писатели посвятили лучшие страницы [анализу деятельности |о богатыря русской науки. И же нельзя .исчерпать эту тему — • •бесконечно, широк и раэнообра-был гений архангельского помо-Михайлы Ломоносова. Перед нами .могучая фигура за-1йного в борьбе: с полярной при-;0Й титана с «благородной упрям-которая не ' позволяла ему батьс я т перед кем, и ни перед j Смелая решительность, дерза-граничащее с фантазией, жажда 1КЯЯ всего и вся, знания до кор-и до «начала всех начал», глу-киб философский анализ в соче-вй с экспериментом, опытом, без ррого нет настоящей науки, — [ов был Ломоносов. И десятки к и искусств — математик® и фи-ч-<рГмйя и физическая химия, аералогия и кристаллография, гео-и горное дело, география, юрология, астрономия, краеведе-эканомика, история, литература, ©ведение, народное просвеще- юмшй лист второго издания собра-н сочинений М. В. Ломоносова, вынутого Московским университетом в 1757 г. СОБРАН1Е РАЗНЫХЪ СОЧИЫЕНШ ВЪ СТИХАХЪ И ВЪ ПРОЗЪ ние — спорят между собой, кому он больше принадлежит и кому он больше дал. «Ломоносов создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», говорил о «ем А. С. Пушкин. А вокруг него — толпа (чиновников от науки, преклонявшихся перед авторитетом иноземных ученых, «немцев», толпа, полная интриг и самодовольства, раболепия перед двором и его пышностью, презрения перед «холопом», выходцем* из . низов. Толпа придворных льстецов без подлинной культуры и образования, не доросших до гения Ломоносова. И .он оставался всю свою жизнь непонятым; его замечательные мысли возбуждали недоверие и насмешку, над его предложениями и проектами смеялись, его страстные обращения прятались под сукно канцелярий. А в нем кипели грандиозные внутренние силы, и он не мог ограничить своих идей, своих желаний, своей безграничной веры в науку и технику. С горечью говорил он перед смертью академику Штелину: «Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего тОго, что предпринимал для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной». Но исчезнуть они не могли. Современники не понимали Ломоносова, но появлялись, новые поколения, росли те, кого он так пламенно учил и звал. , О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от недр чужих. О, вами дни благословенны, Дерзайте, нами ободрении, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М. ЛОМОНОСОВ Прошло почти двести лет. 'И сейчас, только сейчас можно видеть, как воплотился в жизнь этот завет Ломоносова, как на наших глазах осуществляются его гениальные предвидения, как его непонятые и дерзкие теории загорелись ярким пламенем, как его заветные '."мечты о величии родины стали реальностью. Вспомним же, как жил и мыслил этот великий человек, и проследим судьбу его гениальных лредсказа- • ний, его мечтаний и дерзких «богохульных идей». Одна мысль неотступно занимала Ломоносова вою его .жизнь: что такое вещество, как юно построено, из чего оно состоит? От решения этой задачи зависело представление о мире, о природе, о световых лучах, о ходе химических процессов, о выплавке металлов в домне. Оно могло объяснить причину тепла и стужи, изменение цвета: предметов и появление огней северного сияния. И Ломоносов твердо становится на путь, предуказанный еще древнегреческими философами-материалистами. Ломоносов говорит, что вещество состоит из отдельных частичек. Одни частички, 'поменьше,— простые атомы; другие, побольше, -- молекулы, но все Они невидимы глазом, находятся в состоянии постоянного движения и вращения. Они сталкиваются и образуют при этом химические соединения. Своим движением частички вызывают давление паров и газов... В этой картине Ломоносова — все современное атомистическое мировоззрение, подлинно материалистическое представление о строении вещества, выраженное, может быть, только в несколько своеобразной форме. Еще за двадцать лет до великого французского химика Лавуазье Ломоносов гов.орит и доказывает опы- 3 |