Техника - молодёжи 1940-11, страница 62

Техника - молодёжи 1940-11, страница 62

нов.

ников был совершен ряд подъемов на вершину Ключевской сопки.

Автор статьи принимал участие в одном из восхождений в 1936 г.

Еще осенью 1935 г. я вместе с пятью спутниками предпринял попытку дойти до кратера Ключевского вулкана, но эта попытка кончилась неудачей. На высоте 2350 метров нас застала камчатская пурга. Наш лагерь так завалило снегом, что после двухсуточного «плена» нам пришлось вылезать через верх палатки. Не ожидая окончания пурги, мы начали спуск, на редкость трудный и утомительный. Эта неудача была для нас хорошим уроком.

Для того чтобы мгньше зависеть от погоды, мы заранее подготовились к восхождению 1936 г. Еще в мае мы построили небольшой домик на высоте 2850 метров. Постройка этой базы далась нелегко. Строительный материал мы подвозили перевалкой на трех собачьих упряжках. Нередко в пути нас заставала пурга. Она заносила снегом наши доски и балки так, что их приходилось потом искать и раскапывать. Но все же высокогорный домик был выстроен, и он оказал нам' большую помощь при подъеме.

Этот подъем был совершен в конце августа. 22 августа наша экспедиция отправилась на лошадях к подножию вулкана. К вечеру того же дня мы добрались до так называемого Лавового носа, расположенного немного выше зоны кустарниковой растительности. Здесь нам пришлось два дня отсиживаться из-за непогоды, и только 25 ав

густа мы продвинулись на лошадях дальше, до высоты в 1500 метров. Отсюда пришлось итти пешком, так как отвесные берега речки преграждали путь лошадям.

В ясное солнечное утро 26 августа мы начали подъем' к своему домику. Однако часа через два стали появляться облака, повеяло сыростью, и вскоре все затянуло туманом. Мы шли уже по леднику. На высоте 2350 метров начали искать свой прошлогодний перевалочный лагерь, где были сложены кое-какие запасы продовольствия, но трехчасовые поиски в тумане ни к чему не привели. Туман мешал нам' двигаться дальше. Мы принялись было обсуждать, что теперь делать, как вдруг туман неожиданно рассеялся, как будто отдернулся грандиозный занавес, и перед нами во всем' своем величии открылась освещенная солнцем белоснежная вершина Ключевского вулкана. Картина была такой красивой и вершина казалась так близка, что все наши сомнения рассеялись, и мы единогласно решили немедленно продолжать путь.

Мы двинулись дальше, преодолевая трещины и хаотические нагромождения льда. Стало темнеть. В сумерки было очень трудно увидеть наш домик, так как он был обит толем черного цвета, а ледник в этом районе был тоже черным от вулканического песка и пепла. Только к девяти часам вечера мы нашли наконец нашу базу, где были припасены кое-какие продукты, а главное, примус и керосин.

Весь следующий день м>ы отдыхали, высматривая наилучший путь для подъема. 'Ниже нас расстилалось море облаков. Только несколько отдельных вершин поднималось над ним, подобно островам.

28 августа мы еще до рассвета вышли из домика и начали 'подъем на вершину. Нас было четверо: геологи Попков и я, химик Иванов и рабочий Раздобреев. До высоты в 3200 метров мы поднимались без особенного труда, несмотря на то что склон стал значительно круче и достигал временами 33—35°. На высоте от 3200 до 3800 метров мы проходили зону камнепадов. Было относительно - спокойно, большие камни не падали, но небольшие пролетали довольно часто со свистом, напоминающим свист пули.

Следующую часть пути, до высоты 4250 метров, мы шли по довольно резко выраженной гряде, состоящей из крупных глыб лавы, торчащих среди льда.

На таких высотах никто из нас еще не был. Сказывался разреженный воздух, недостаток кислорода. Мы поднимались молча, очень медленно, заботясь главным образом о том, чтобы сохранить равномерное дыхание. Но вот гряда кончилась. Далее до самой вершины простирал

ся так называемый ледяной ijj I ник — ровный склон льда, лер; шанного с пеплом. Склон был % вольно крут, и нам, в том ч| » тем, у кого ботинки были подй i шипами, так называемыми трико ми, пришлось, кроме того, над I кошки. Вонзая зубья кошек в л« L опираясь на ледорубы, мы медлен I зигзагами поднимались по леди воротнику.

Ветер дул нам< навстречу. С в» ты в 4500 метров пришлось кщ I густых волнах пара и газов. Bps I нами эти серые волны станов® ( коричневыми, так как вместе с I рами на нас неслась вулканичиш пыль.

В 4 часа дня идущий пери! геолог Попков поднялся к край» вулкана. Через полчаса у крш собралась вся наша четверка. £■ метров за сто мы услышали г.т» нарастающий шум. У самого « ра этот шум был подобен гулу хМ ского прибоя во время (бури. Врая нами к нему присоединялись rpoij и завывание.

Спуститься в кратер не удам так как из него почти все время! , силой вырывались пары и газы,® окутывали нас густыми клубам! стремительно проносились мимо. Ж.

Мы определили высоту по анв иду —4840 метров, отметили Щ пературу — минус 9,5°, прошь различные наблюдения и измере^ и, собрав все интересующие нас! териалы, пустились в обратит, путь.

Восхождения к кратеру Клим ской сопки и другие исследоИ этого гигантского активного вУ на вносят немалый вклад в Л изучения вулканов вообще. Нес«_. ря на большое количество pafe посвященных проблеме вулканнж многое в этой области остается ж неясным и неразрешенным. Что ли ставляют собой источники км необходимые для вулканичесзЯ процессов; как происходит «5 различных видов вулканичесЯ деятельности в одном и том> же в соседних очагах; можно ли прй угадать приближающиеся изверв; ния; как можно использовать Я ловую энергию, выделяемую ан ми, фумаролами и термальными 1 точниками — все эти и многие л гие вопросы требуют еще разреа иия.

Для систематических исследоя ний в этой области в 1935 г.1 инициативе акад. Ф. Ю. Левинсои Лессинга близ Ключевской со® была создана Вулканологией станция Академии наук GCCP.I бота этой станции уже дала ■ можность .произвести немало ш ресных исследований и накопить! гатые материалы, связанные срЯ личными явлениями вулканичея деятельности.

60