Техника - молодёжи 1941-01, страница 20

Техника - молодёжи 1941-01, страница 20

Тридцать два года назад еще немало ученых цеплялось за отжившие понятия в области физики.

явлений. В 1898 году супруги Мария и Пьер Кюри открывают радиоактивность — самопроизвольный распад атомов некоторых химических элементов. Наконец, в 1900 году немецкий физик (Кауфман окончательно устанавливает, что масса частицы непостоянна — она меняется, увеличиваясь с возрастанием скорости.

Несмотря на все это, тридцать два года назад, когда Ленин писал свой замечательный труд, еще немало физиков цеплялось за отжившие понятия. Среди физиков можно было найти людей, отрицавших атомы и электроны, провозглашавших их только «рабочей гипотезой».

Изучив имевшиеся в современной ему физике течения, Ленин высказался за замену механической теории новой, электромагнитной или какой-либо другой, которая была бы пригодна не только при исследовании малых скоростей, но и охватывала бы все скорости движения. Эта позиция Ленина оправдана полностью физикой наших дней.

Теперь окончательно выяснилось, что классическая физика является лишь первым приближением к действительности. Она верна, пока речь ид^т о небольших скоростях. Одна

ко при исследовании больших скоростей положения классической физики приходится заменять выводами теории относительности и теории квантов. Наконец, в последние три-четыре года в связи с изучением сил, действующих в атомном ядре, физики начинают высказывать сомнения, сможет ли и электромагнитная теория до конца объяснить строение вещества. Все чаще раздаются голоса, предупреждающие, что и применимость теории относительности и квантовой теории ограничена.

Ленин гениально предугадал значение планетарной модели атома. Знаменательно, что он подчеркнул вместе с тем ее временный характер И указал на неисчерпаемость электронов, как и всей природы, во всех ее частях. Не следует забывать, что не только в 1908 году, но еще долго спустя махисты вообще отрицали существование атомов. Планетарная модель атома окончательно утвердилась в науке лишь в 1911 году, когда выяснилось, что быстрым альфа-частицам легко удается проникнуть внутрь атома.

В 1913 году датский физик Нильс Бор расширил наши познания о планетарной модели, исходя из представления о прерывном характере излучения и поглощения энергии. Это представление, впервые введенное в физику в 1900 году Планком, лежит в основе теории квантов. Модель атома, предложенная Бором, была чрезвычайно полезна для развития физики и химии. Все же и она оказалась лишь грубым приближением к действительности и с 1924 года начала терять овое значение в связи с успехами новой, волновой теории. Эта теория исходит из того, что материя имеет противоречивую природу, что, например, электроны проявляют себя в одних случаях как частицы, а в других — как волны. Однако и волновая теория не сказала о строении материи последнего слова.

Что же касается ленинского положения о неисчерпаемости атома и его составных частиц, то это бле

стяще подтверждается всем дальнейшим развитием физики. В настоящее время известны: электроны — элементарные частицы отрицательного электричества с массой, в 1840 раз меньшей массы легчайшего атома, каким является атом водорода; протоны — ядра водородного атома, обладающие положительным зарядом!, по величине равным заряду электрона; позитроны, открытые в 1932 году и отличающиеся от электронов лишь положительным знаком Заряда; нейтроны, имеющие ту же массу, что и протоны, но электрически нейтральные; фотоны — теоретически введенные Эйнштейном в 1905 году частицы света, масса которых тем больше, чем короче длина световой волны; мезотроны— новые частицы, открытые в 1937 году в космических лучах и обладающие массой, примерно в десять раз меньшей массы протона. Кроме того, выдвинута гипотеза о существовании нейтрино и нейтретто — крайне малых электрически нейтральных частиц, пока опытным путем не обнаруженных.

Большое разнообразие составных частиц не говорит, однако, против единства материи. Наоборот, эти частицы обнаружены теми же опытами и с помощью тех же теоретических соображений, которые дали возможность подвести единую физическую основу под многообразие особенностей всех девяноста двух химических элементов периодической системы Менделеева. Впоследствии удалось не только прибавить к ней новые разновидности элементов (изотопы) и обнаружить новые закономерности, но и практически осуществить превращение одних химических элементов в другие. Впервые Резерфорд в 1919 году, бомбардируя ядрами гелия (альфа-лучами) ядра азота, превратил последние в ядра кислорода.

С тех пор одно за другим с невероятной быстротой следовали открытия различного рода «ядерных реакций» —i превращений элементов, осуществляемых бомбардировкой атомных ядер теми или другими частицами, которым при помощи специального прибора — циклотрона —

Для создания .одного кирпича, состоящего сплошь из частиц, без всяких промежутков между ними, понадобилась бы масСа такого огромного количества кирпичей, что из них можно было бы выстроить крупнейший город.