Техника - молодёжи 1941-02, страница 36

Техника - молодёжи 1941-02, страница 36

двери зрительного зала. Посетители заполняют партер, амфитеатр и балкон. Зал кажется небольшим, но в нем свободно размещается около двух тысяч человек.

После второго звонка артисты выходят на сцену. До начала спектакля остается пять минут. Помощник режиссера дает последний общий звонок в зрительный зал и во все служебные помещения. Музыканты уже заняли свои места. В оркестре появляется дирижер, музыкальный руководитель театра В. П. Ширинский. На его пюпитре внезапно загорается лампочка. Это немой вопрос помощника режиссера: готов ли оркестр? Да, оркестр готов, и дирижер нажимает кнопку: на пульте помощника режиссера вспыхивает красный глазок. Когда

перед дирижером вторично загорается сигнальная лампочка, он взмахивает палочкой, и начинается увертюра. '

Помощник режиссера внимательно слушает музыку. На определенной музыкальной фразе он поворачивает кнопку с надписью «Механик» и произносит в микрофон:

— Открыть портал!

Механик нажимает рычажок на своем пульте, и портальная стена, отделяющая зрительный зал от сцены, раздваивается и раздвигается электролебедками в стороны. Дежурный осветитель, находящийся у регулятора, переводит рычажок реостата, и свет в зале начинает угасать. Зрители видят красный занавес, на который падают снопы света от рампы, только что включенной осветителем.

Помощник режиссера нажимает кнопку, и мягкий занавес плавно уходит в сторону. Теперь перед зрителями скромный ,суворовский! занавес с девизом, из знаменитой «Науки .побеждать»:

«Глазбмер, фастрота, натиск, победа! Ура! СЛава, слава, слава!»

Увертюра подходит к концу. Помощник режиссера включает микрофон и произносит:

— Внимание, радиоузел и киноаппаратная! Включайте оркестр и

м дождя!

В зал врываются мощные звуки оркестра суворовских войск, марширующих по улицам Берлина. Быстро взвивается белый занавес. Действие начинается.

Помощник режиссера управ-ляет спектаклем. Его пульт

связан с артистической, ре-гуляторной, оркестром, пультом механика и отдельными постами на сцен$.П£ред ним множество кнопок и микрофон, по которому оя.-огдввт сейчас распоряжение.

Осень 1761"года. Каби нет председателя берлин ского магистрата. На сте не портрет Фридриха II С улицы сквозь шум дож дя доносится марш рус ских солдат. В кабинет вбегае взволнованный бургомистр-

Зрители внимательно следят за игрой артистов, за событиями, развертывающимися на сцене. Но еще с ббльшим вниманием за этим наблюдают невидимые зрителю работники сцены и прежде всего помощник режиссера. Он управляет спектаклем. Он следит за выходом артистов, за игрой оркестра, за светом и звуком. Во время представления ему подчинены все работники сцены. Помощник режиссера отвечает за слаженность и взаимодействие в работе всех цехов. Его пульт связан с различными уголками театра: радиоузлом и киноаппаратной, пультом механика и регуляторной осветителя, колосниками и помещениями под сценой, актерскими уборными и фойе. Всего помощник режиссера имеет прямую связь с шестьюдесятью отдельными пунктами театра.

Эта связь осуществляется посредством широко разветвленной радиотрансляционной сети и при помощи световых сигналов. Кроме того, есть запасная связь — телефон и зуммер. \

Кнопки на пульте управления двойные: одна, маленькая, насажена на другую, большую. При повороте большой кнопки направо включается радиосвязь, при повороте налево — зуммер. Маленькая же кнопка включает световые сигналы.

Если помощник режиссера хочет

34