Техника - молодёжи 1941-02, страница 37соединиться только с одним пунктом, например колосниками, он поворачивает большую кнопку, имеющую надпись «Колосники». Но I можно сразу обратиться ко всем работникам сцены. Для этого нужно повернуть общую кнопку, и тогда заговорят все репродукторы, установленные в театре. Для надежности связи световые сигналы, даваемые с пульта управления, дублируются по радио голосом. По обеим сторонам каждой кнопки на щите устроены маленькие глазки — красный и зеленый. При даче предварительного распоряжения, например: «Актерам приготовиться к выходу», вспыхивает правый красный глазок. Он означает, что сигнал дан. В артистической, приняв этот сигнал, нажимают кнопку, и глазок на пульте помощника режиссера гаснет. Это значит, что сигнал принят. При даче исполнительного распоряжения вспыхивает левый зеленый глазок. Таким образом, помощник режиссера не может ошибиться, то есть дать дважды предварительный сигнал или же сразу исполнительный. Кабина пульта управления находится у края сцены, возле портальной стены. По другую сторону сцены симметрично расположена другая точно такая же кабина. Когда управление спектаклем очень сложно, одновременно работают два помощника режиссера. Оба пульта электрически связаны между собой, и получается, как на учебном самолете, двойное управление. Картина окончилась. Опускается белый занавес. Большой круг делает поворот, и перед зрительным залом устанавливается следующая картина. Отыгранные декорации увозятся с круга на склад. Их место занимают другие. Картины следуют друг за другом, и вот наступает «Измаильская ночь». Зрители видят сильно пересеченную местность, холмы, изрезанные рвами, канавы. На переднем плане лагерь русских войск. Сол даты сидят у костров, беседуют, курят. В глубине сцены во мраке ночи едва проглядывают контуры неприступного Измаила. Появляется Суворов. Его сопровождают генералы Кутузов и Самсонов. — Диспозицию прочитать во всех полках! — обращается он к своим спутникам. Суворов требует, чтобы солдаты все до одного знали поставленную перед ними задачу. — Каждый воин должен понимать свой маневр, — указывает он. Солдаты узнают любимого полководца. Он просто и задушевно беседует с ними, зажигает их непоколебимым желанием . победить. Крепость во что бы то ни стало должна быть взята. На стороне противника — численный перевес, огромное превосходство в позиции. Крепость стоит на возвышенности, окружена высокими стенами. На стороне суворовских чудо-богатырей изумительная отвага, отличная выучка, быстрота и натиск, внезапность. Суворов отдает последние распоряжения. — С петухами выступаем, — говорит он. — Штурм должен начаться на рассвете. В последнюю минуту появляется запыхавшийся посланец Потемкина полковник Роденбах. Он сообщает Суворову, что «светлейший приказал запретить штурм». Но уже поздно. Близится рассвет. Слышно пение петуха. Взлетает ракета. Лагерь русских мгновенно приходит в движение. Трубы играют атаку. Начинается штурм. — Доложи — Измаил взят!—кричит Суворов растерянному Роден-баху. Гремят пушки, рвутся снаряды, трещат ружейные выстрелы. Взрыв разрушает мостик, перекинутый через овраг. Раздаются мощные крики «ура». При вспышках артиллерийского огня зрители видят колонны суворовских богатырей, стремительно идущих на штурм. Рассвет усиливается, и на фоне бледнеющего А теперь поднимемся на сцену и посмотрим, что там в действительности происходит во время «штурма Измаила». Вот лагерь русских войск. У «костров» греются солдаты. «Костер» — небольшой прожектор, лучи которого пробиваются через вращающийся диск с красными и белыми окошками. Мелькающие снопы света кажутся зрителю языками пламени. Пение петуха служит сигналом для дежурного осветителя; в этот момент он поворотом рычажка горизонта резко вырисовываются очертания Измаила. Зал разражается громом аплодисментов.
|