Техника - молодёжи 1942-01-02, страница 37

Техника - молодёжи 1942-01-02, страница 37

Схема получения синтетического аммиака по Габеру.

i

Немецкие империалисты воспользовались великим открытием Габера для военных целей и способ синтеза аммиака строго засекретили. Ведь этот способ позволял создавать внутри Германии почти неисчерпаемые ресурсы связанного азота для производства взрывчатых веществ. Поэтому недоступность для Германии чилийской селитры, оказавшейся во время войны 1914—1918 гг. в руках союзников, не затруднила для нее расширение военной промышленности. Так до самого конца войны о методе Габера ничего ие могли узнать в других странах. Только после поражения Германии, когда по Версальскому договору заводы «Баденской анилиново-содовой фабрики» сделались доступными для союзников, стали известны детали великого открытия профессора Габера. Следующие годы явились триумфальным шествием метода Габера—Боша. Уже в 1918 году по этому способу добывалось 105 тысяч тонн связанного азота, в 1923 году — 250 тысяч тони, в 1928 году — 965 тысяч тонн, в на-стоящее время — миллионы тонн, причем по способу синтетического аммиака связанного азота добывают сейчас больше, чем всеми прочими способами, взятыми вместе. Настала пора для широкого использования научного открытия Габеоа в мирной промышленности, в сельском хозяйстве.

Габер приобрел мировую известность. В 1918 году ему присудили нобелевскую премию за «чрезвычай

но важное средство подъема сельского хозяйства и благосостояния человечества». В самой Германии он сделался одним из популярнейших ученых. Им гордились. Всюду его встречали с большим почетом.

Но вот в Германии появился людоед Гитлер со своей чудовищной проповедью расовой ненависти и дикими планами возвращения культурной Европы к средневековому варварству. Новоявленный «фюрер» и его шайка империалистических разбойников, готовя вторую мировую бойню, с жадностью ухватились за великое научное открытие Габера, чтобы снова воспользоваться его методом для производства громадного количества взрывчатых веществ. Но Гитлер и его молодчики не могли переносить популярности самого автора этого метода: ведь Габер был евреем, хотя и всемирно знаменитым химиком.

Кайзеровская шовинистическая Германия Вильгельма тоже не очень баловала Габера, который, будучи в армии, получил чип только капитана. Тем не менее нельзя было отнять его гениальности, и в кайзеровской Германии он был директором физико-химического института в Берлине, созданного специально для ученого и его школы. Но невежественный выскочка Гитлер нашел, что гениальный химик Габер— человек «низшей» расы.

Начались увольнения и изгнания учеников и сотрудников Габера: один за другим они увольняются из института, высылаются. Самого Га

бера наци ие решались трогать. По Габер ие мог остаться равнодушным к изгнанию своих талантливых учеников. 2 мая 1933 года он подал заявление об увольнении, которое было принято фашистскими ублюдками с наглым торжеством. Знаменитый химик и маститый профессор должен был покинуть кафедру, учеников, любимое дело...

Англия была той страной, кото^ рая дала приют великому ученому, своему бывшему врагу. Габеру была предоставлена в Кембридже широкая возможность продолжать свои научные изыскания.

По вдали от привычной среды, от созданной им знаменитой школы учеников Габер долго не выдержал. Только около года прожил он после перенесенного им крушения. По дороге на швейцарский курорт 29 января 1934 года Габер умер от сердечного припадка.

Так оборвалась внезапно жизнь великого ученого, затравленного нацистскими варварами. Весь мир с глубоким сочувствием воспринял трагизм его судьбы. Людоед Гитлер мог торжествовать. Но фашистский сапог не растоптал великого химика. После того, как нацистские коричневые мерзавцы получат по заслугам от Красной Армии, когда о Гитлере останется только мрачное воспоминание, как о гнусном выродке, имя профессора Габера будет произноситься и в Германии наравне с именами знаменитых ученых-химиков, внесших свой вклад в великое дело прогресса и знания.

35