Техника - молодёжи 1942-03-04, страница 33

Техника - молодёжи 1942-03-04, страница 33

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, ВО ФРАНЦИИ

В МАСТЕРСКОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

С ФРОНТА мы вернулись в Париж... До отъезда оставались считанные дни. Это время мне хотелось использовать прежде всего для того, чтобы возможно подробнее выяснить все вопросы, касающиеся производства ручных пулеметов. Я обратился с просьбой к адмиралу Русину, чтобы мне было выхлопотано разрешение посетить мастерские, изготовляющие пулеметы системы Шоша. Никаких препятствий к тому не встретилось, и меня доставили на автомобиле в одну из таких мастерских.

Офицер французского военного министерства провел меня в небольшой кабинет, где за столом, склонившись над чертежами, сидел пожилой, лет пятидесяти, полковник, одетый в обычную для французов форму лазоревого цвета. То был конструктор ручного пулемета — Шоша. Он был довольно высокого роста, тонкий, подвижной, с коротко подстриженными усиками. Мы быстро познакомились. Узнав, что я являюсь его сотоварищем по работе над автоматическим оружием, он с особенной любезностью показал мне производство. В его распоряжении находилось несколько механических мастерских, где было уже закончено изготовление первых опытных партий пулеметов.

— В настоящее время, — рассказывал он, — производство пулеметов налажено и на оружейных заводах. А в этих мастерских под моим руководством лишь проверяются и уточняются рабочие чертежи и вносятся различные мелкие изменения в конструкцию. Только теперь, — продолжал он, — закончено то дело, над которым я работал в течение пятнадцати лет...

Из разговора с Шоша я узнал, что первый его ручной пулемет был изготовлен еще в 1907 году. В те годы многие французские конструкторы занимались проектированием ручных пулеметов. На вооружение была принята система Гочкиса образца 1909 года, а Шоша была объявлена благодарность в приказе по военному ведомству. В 1913 году он вновь возобновил свои работы. Дело подвигалось очень медленно, и лишь во время войны обратили внимание на его пулемет, отличавшийся особой простотой изготовления.

— В начале войны, — говорил Шоша,— я получил приказ закончить в кратчайший

стро справиться с поставленной задачей. И вот теперь е этим пулеметом французский солдат дерется против немцев. И не

плохо дерется, — закончил с гордой улыбкой изобретатель, осторожно поглаживая ствол своего пулемета.

Шоша родился в 1863 году. Двадцати двух лет окончил Политехническую артиллерийскую школу. Служба его была крайне разнообразна: он работал членом опытной комиссии в Версале, где испытывал различные образцы стрелкового оружия; служил в проектно-конструкторском бюро на оружейном заводе в Пюто; был начальником мастерской на заводе в Сент-Этье-не. Все это дало ему возможность изучить не только различные конструкции оружия и требования к ним, но и методику проектирования и составления рабочих чертежей, а также всю производственную часть. Эти три стадии подготовки имеют громадное значение для успешности работ. Такой путь можно смело рекомендовать каждому изобретателю.

Осмотренная мной мастерская была не очень крупных размеров: в ней находилось, вероятно, не более трехсот станков. Помещение было очень светлое — стеклянная крыша, большие окна. Шоша обратил мое внимание на то обстоятельство, что весьма значительная часть деталей его пулемета могла изготовляться на обычных токарных станках. Фабрикация была дешевая, технологический процесс очень простой. Число отдельных операций было в три раза меньше, чем при изготовлении станкового пулемета Гочкиса.

Здесь же я впервые познакомился с устройством ручного пулемета Шоша. Он принадлежал к наиболее распространенному в то время классу автоматического оружия с подвижным при выстреле стволом. Оригинальность его заключалась в очень большой длине пути подвижных частей по сравнению с другими системами: они двигались более чем на длину патрона; поэтому открывание затвора происходило позднее и гильза выбрасывалась гораздо легче. Однако чрезмерный путь, который проходил затвор с другими деталями системы, вызывал необходимость иметь более длинную внешнюю коробку, заключавшую все подвижные части; она выдавалась слишком назад к лицу стрелка. Особой необходимости устанавливать такой длинный путь, однако, не было. Образец Шоша не без основания называли конструкцией военного времени, когда основное внимание обращалось на легкость изготовления, чтобы скорее дать в войска значительное количество автоматического оружия...

Возвращаясь на автомобиле в отель Грильон, я думал: «И в Англии и во

Й>анции не только имеются отдельные

разцы ручных пулеметов, но и установлено уже их массовое производство. Русской армии также нужен специальный завод для изготовления ручных пулеметов Он должен быть построен. В эпоху распространения автоматического оружия необходимо иметь такой завод. Продвижение этого вопроса зависит в какой-то степени и от меня, как члена Артиллерийского комитета». Я тогда же, в автомобиле, дал себе слово добиться во что бы то ни стало постройки специального завода по выпуску ручных пулеметов. Я знал, что путь будет труден и длинен.

Основная трудность заключалась в том, что в то время в России недоставало под-ходящих кадров инженеров, техников, оружейных мастеров и вообще квалифицированных работников. Они были буквально на счету. Многие оказались на фронте. А ждать окончания войны нельзя было. Надо было ковать железо, пока горячо...

Из всех вопросов стрелкового оружия, которые выдвинула война, вопрос о ручном пулемете был наиболее важным. Мне все же удалось по возвращении в Россию добиться положительного решения, и в 1917 году началась постройка специального завода. В моей жизни он занял довольно значительную страницу, относящуюся уже целиком к периоду советской власти. Я работал, на этом советском заводе со дня пуска в 1918 году в течение тринадцати лет, неустанно занимаясь вопросами автоматического оружия.

Советская власть открыла широкий простор творчеству изобретателей и конструкторов автоматического оружия в нашей стране. Быстро вырос большой коллектив молодых оружейников. Появляются всё новые образцы автоматического оружия: ручных пулеметов, автоматических винтовок, пистолетов-пулеметов. С каждым годом во все больших размерах развивается их массовое производство. В полную силу расцветают таланты таких крупнейших мастеров оружейного искусства, как Дегтярев, Токарев, Шпитальный и другие.

\ НЕУЛОВИМЫЙ ПОЛЗУН

В ПАРИЖЕ для меня была еще одна интересная приманка —это автоматическая винтовка системы Маузера, захваченная французами на сбитом немецком аэроплане,— та самая винтовка, о которой говорил еще на лондойской конференции Аль-бер Тома. Однако осмотр этой винтовки оказался много сложнее, чем знакомство

Военно-исторические мемуары проф. В. Г. ФЕДОРОВА

Рисунки К. АРЦЕУЛОВА

34