Техника - молодёжи 1942-07, страница 27

Техника - молодёжи 1942-07, страница 27

Соединить концы провода никак не удавалось. Нехватало этого злополучного метрового обрывка. Запасной катушки у Устюшина с собой не было. Тогда он взял в правую руку один конец провода, левой рукой дотянулся до другого и ухватил его. Оба конца были оголены от изоляции и кусались на морозе.

Человеческое тело, как известно, проводник электрического тока. А сухой снег, на котором стоял боец, служил изолятором. Вот Устюшин и включился в линию.

Он стоял, широко раскинув руки. Стоял, потому что прилечь йли хотя бы присесть на снег нельзя было, — провода нехватало.

Конечно, «можно было понатужиться и потянуть провод на себя. Но подавался он туго, а тянуть сильно Устюшин боялся — еще оборвется.

И до конца боя во весь рост стоял под обстрелом телефонист.

Когда слышался нарастающий вой мины, его охватывало желание бросить концы провода, бросить все и припасть к земле. Но всякий раз он выпрямлял колени и оставался на месте.

В правой руке, онемевшей от холода и усталости, Устюшин держал «Днепр», в левой руке — «Алтай».

Теплые варежки лежали на снегу у его ног.

Видимо, это был опытный головорез. Немец отползал, пятясь, прячась за кусты, и при этом разбрасывал по снегу части пулемета.

Лейтенант Ляльков пополз наперерез немецкому пулеметчику. Минута — и лейтенант очутился рядом с ним.

Немец обернулся на шорох так резко, что едва не стукнулся виском о дуло пистолета. От неожиданности он даже сел на снег.

— Цурюк!— скомандовал Ляльков. — Цурюк, душа из тебя вон! Короче говоря — обратно...

Левой рукой лейтенант схватил ошалевшего немца за шиворот и тащил его в сторону, туда, где наследил немец.

Пулеметчик, видимо, не сразу понял смысл приказа. Разгоряченный боем, лейтенант оттащил немца назад и чуть не ткнул его лицом в снег.

В снежной лунке чернел затыльник пулемета. Фашист подобрал его. Невдалеке лежал замок, еще через три шага — щечки пулемета.

— Цурюк!—командовал Ляльков. — Цурюк, фашистская душа! Обратно, одним словом...

Немец теперь уже отлично понимал лейтенанта. Он послушно ползал по снегу и трясущимися руками собирал пулемет.

Ляльков толкнул пленного в заснеженную воронку, погрозил ему пальцем и отполз назад. В нескольких шагах от воронок стоял на треноге пулемет. 1 : •

Затем лейтенант повернул ствол пулемета в сторону немецкой цепи, улегся' поудобнее на снегу и принялся за дело.

«Скороговорка» пулемета заглушила очереди автоматчиков и винтовочную перепалку. Лейтенант прилежно косил врагов. Пули летели поверх воронки, где, свернувшись клубком, в полной безопасности лежал пленный.

Вскоре стало ясно, что попытка фашистов окружить батарею сорвалась.

Капитан Вальцов, который оставался на командном пункте батареи, в недоумении пожимал плечами:

— Не понимаю! Откуда у меня ©друг на левом фланге взялся пулемет? Да еще такой разговорчивый... Ничего не понимаю, ровным счетом — ничего!

Все разъяснилось после боя, когда Ляльков привел пленного пулеметчика.

Полуторка быстро неслась по проселочной дороге. За рулем сидел Алексей Петухов.

Внезапно -на повороте, там, где у самой дороги колосилась густая рожь, застрочил пулемет. К нему присоединили свои голоса автоматы. Неподалеку от машины на дороге разорвалась мина. Все было ясно. Немцы подстерегли полуторку и решили ее захватить вместе с грузом снарядов.

Машина была слишком хорошей мишенью. По

этому мы выскочили из нее, залегли ©о ржи и в кустарнике, готовые к отпору.

Немцы хотели окружить машину и начали сужать кольцо охвата. Петухов лег у обочины дороги и стал отстреливаться. Он перебрал в уме разные планы спасения грузовика и, наконец, решился.

Открыто, не маскируясь, Петухов очень быстро перебежал через дорогу к молодому дубку и сделал оттуда несколько выстрелов. Потом снял каску, повесил ее на сучок так, чтобы она издали виднелась в листве, а сам осторожно пополз к машине.

Пока немцы прилежно обстреливали каску, Петухов подкрался к машине и ловко вскарабкался в кабину через открытую дверцу. Немцы приближались со стороны поля и не могли увидеть, как шофер выполз из кустов и незаметно влез в кабину. Не подымаясь на сиденье, он включил зажигание и нажал рукой на стартер.

Затем, сидя на корточках перед сиденьем, он быстро надавил на педаль муфты сцепления и передвинул рычаг переключения скоростей. В это мгновение рычаг находился где-то на уровне уха шофера. 'и v.

27