Техника - молодёжи 1942-08, страница 21

Техника - молодёжи 1942-08, страница 21

МИНОМЕТА

нельзя^ быть может, считать предшественниками бомбометов, так как по существу это были огнеметы, то машина кончаков-ского «басурмана» с полным правом может считаться бомбометом до порохового периода истории военной техники.

В настоящее время можно не сомневаться в том, что порох был известен ранее 1353 года (как это указывает легенда, приписывающая его изобретение францисканскому монаху Бертольду Шварцу). Но первоначально порох использовался не для метания снаряда, а только как зажигающее и взрывающее вещество. Разрывные снаряды, гранаты, бомбы появляются, следовательно, ранее артиллерийских орудий.

Знакомство в Европе с использованием метательной силы пороха относится к XIV веку Но разрывные снаряды, то есть гранаты, бросаемые вручную и машинами, появились раньше пушек, а затем одновременно с ними продолжали свое существование. Во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году русские воины бросали в осаждавших «кувшины с зельем».

Кувшины с зельем — это, конечно, разрывные снаряды, гранаты, как и горшки и вазы, о которых говорилось выше.

Вопрос большой важности — из чего эти кувшины делались?

Кувшины, горшки и вазы — это термины домашнего быта и как будто указывают на глину как на исходный материал для них. Найденные на территории Золотой Орды глиняные пустотелые шары диаметром около 16 сантиметров, с круглым очком были признаны разрывными снарядами, гранатами. В Эрмитаже хранится семь итальянских стеклянных ручных гранат неправильной сферической формы, усеянных шипами. Разумеется, ни глина, ни стекло не могли по слабости материала давать достаточно эффективный разрыв. Поэтому и разрывные снаряды не находили большого применения вплоть до того времени, когда на снаряды стал употребляться чугун. В Европе снаряды из чугуна входят во всеобщее употребление с XV, а у нас не ранее XVI века. Теперь оставалось найти состав для снаряжения запальной трубки, чтобы сделать гранату безопасной для бросающего и регулировать момент разрыва.

Такой состав был найден в XVII веке. И в Тридцатилетнюю войну ручная граната снова находит себе применение. Образуются особые команды и отряды гренадер, то есть метальщиков гранат. К концу XVII века уже во всех европейских армиях при пехотных полках состоят особые гренадерские роты.

Появились они и в России. На заводах Марселиса в Туле иноземные мастера лили ручные гранаты весом 4—6 фунтов.

Конец XVII и первая половина XVIII века — это время расцвета гренадер как особого рода войск. Образуются пехотные и даже конно-гренадерские полки, в них набираются люди наиболее рослые, крепкие, отважные и смышленые. Европеизируя русскую армию, Петр I обратил внимание и на этот род оружия: уже в по-

Ручная tмортирца» для метания гранат, употреблявшаяся I в XVlil веке.

времени; Котлообразный ствол их — медный. Самая крупная из известных нам — немецкая — датирована 1737 годом. Заряжается она с казенной части, прочие — с дула. Рисунок показывает, что дуло мор-тирки клалось при выстреле на особую алебарду, служившую, таким образом, под-сошком.

Велик был интерес к разрывным зарядам и в России.

В первой половине XVIII века в «Канцелярию главной артиллерии и фортификации» поступает ряд предложений и проектов по усовершенствованию гранатометания. Некто Бишев, артиллерии капитан, предложил способ бросать из ружей гранаты и зажигательные снаряды. Советник

они не очень сильно отличались от доживших до наших дней музейных экземпляров бомбардирских «мортирц»; о которых упоминалось выше.

С середины XVIII века увлечение ручными гранатами начинает проходить. Проходит и интерес к механическим приспособлениям для гранатометания. Наполеоновские войны с их грандиозным размахом полевых операций совсем ручной гранаты не знали, и наименование «гренадер» остается во всех армиях лишь как обозначение отборных отрядов пехоты. Огневая помощь пехоте вся ложится на артиллерию.

Войны XIX века не внесли ничего в историю ручной гранаты и бомбометания.

В €мортирцу» закладывалась с казенной части граната в виде шара, а выстрел производился, как из кремневого ружья.

Во времена Петра на вооружении русской армии состояли «мортирцы», метавшие двухфунтовые гранаты. Заряжались <гмортирцы» с дула.

главной артиллерии академик Нартов открыл секрет, близкий к предыдущему: «Из мелкого ружья вне калибра большими ядрами стрелять». Скудные подробности архивных дел позволяют думать, что одни из этих способов основаны на приделке к дулу особого котелка, другие — на вкладывании в дуло ружья шомпола или стержня, выталкивающего гранату. Из-за границы от немецкого артиллериста Гетша в 1743 году поступил проект: «Ка ким образом мушкетер с фузеею желе! ную ручную гранату до 400 шагов бросить может». В 1755 году «саксонский шляхтич барон фон-Бранделебен» предлагает русскому правительству проект ружья-бом барды, которым можно бросать ручные гранаты на 100—600 шагов. В последнем случае были произведены даже опыты, не давшие, однако, положительных результатов. Большею же частью дело ограничивалось бумажным рассмотрением вопроса.

В основе этих исканий лежит несомнен

но правильная идея, давшая современную ружейную гранату. При производственных же возможностях XVIII века проекты ружейной гранаты оставались только на бумаге. В делах архива Артиллерийского исторического музея хранятся такого рода проекты. Большая часть из них даже не разобрана. Но восстановить внешний вид бомбометов XVIII века по одним архивным данным трудно. Вероятно.

тешных полках — Преображенском и Семеновском — были особые команды гренадер.

Этому увлечению ручной гранатой способствовал характер войн того времени, вытекавший из линейной тактики и общей политической конъюнктуры Европы. В хо

ду была и полевая и долговременная фортификация, часто происходили обложения и осады. Щадя дорогую пехоту и не вполне доверяя стойкости наемных армий в поле, все начальники стремились свести бой к траншейным схваткам, а метание гранат при этих условиях было весьма удобно и эффективно.

Но бросать гранаты вручную можно только на небольшое расстояние, и вот в начале XVIII века входит в употребление особая ручная мортирка, с прикладом и кремневым замком, для метания гранат в один, три и более фунтов весом. Такие ручные мортирки, по русской терминологии «мортирцы», сохранились до