Техника - молодёжи 1942-08, страница 18

Техника - молодёжи 1942-08, страница 18

Фото И. Шагана

Днем и ночью наши славные артиллеристы громят фашистские гнезда. — Огонь! - командует старший сержант Омельченко. И тяжелое орудие посылает смертоносные снаряды в стан врага.

Заранее определяется, сколько и каких орудий надо выделить для сопровождения огнем и колесами, то есть для постоянной непосредственной поддержки пехоты, следуя в ее боевых порядках.

Когда все вопросы взаимодействия разрешены, артиллеристы приступают к составлению плана артиллерийского наступления. Цели распределяются по батареям, регламентируется работа -по пристрелке и поражению. Главная задача состоит в том, чтобы до начала атаки надежно «обработать» передний край и ближайшую глубину обороны противника. Если огонь будет вестись метко, по конкретным, наиболее опасным целям, тогда пехота сможет сравнительно легко ворваться в окопы фашистов. Артиллерийское наступление начинается с первого же выстрела по вражеским сооружениям.

Подготовительный период может длиться от десятков минут до нескольких часов, в зависимости от того, как сильно \креплена оборонительная полоса фашистов. Орудия используются сообразно их мощности; тяжелые снаряды разрушают более прочные обьекты, уничтожают батареи немцев; малокалиберные — быот в упор по отдельным огневым точкам. Таким образом, пока пехота и танки готовятся к атаке, артиллеристы строго прицельным огнем сокрушают стройность системы обороны, наносят врагу материальный урон и подавляют его морально. Письма, дневники и показания пленных свидетельствуют, о диком страхе, который вселяет в фашистов работа нашей артиллерии.

Во многих случаях артиллерийский огонь усиливается бомбежкой нашей авиации.

Затем наступает очень короткий, но чрезвычайно важный момент — бросок пехоты в атаку. К началу атаки артиллерия ведет интенсивный массированный огонь — несколько батарей быот в одно место, по ближайшим объектам. Стремясь как можно ближе прижиматься к полосе разрывов снарядов своей артиллерии, пехотинцы, не теряя ни секунды, пулей, гранатой и штыком бьют ошеломленных фашистов. Если хоть немного задержаться, артиллерия в предусмотренный планом момент перенесет огонь на далее стоящие объекты. Тогда передние линии вражеской обороны смогут «ожить» и встретить нашу пехоту если и не организованным, то все же довольно губительным огнем,' так как невозможно, чтобы в короткий срок все и вся уничтожила артиллерия.

Но вот пехота ворвалась на передний край обороны, расправляясь с уцелевшими фашистами. Наступает второй этап боя — прорыв переднего края обороны. Что же делает в это время артиллерия? В прошлом практиковалась главным образом постановка ею огневого вала, переносимого последовательно вглубь через каждые 100—200 метров. Правда, и тогда артиллеристы определяли рубежи огневого вала не механически, а исходя из наличия целей. Но они делали это, не обращая внимания на то, что между этими рубежами иногда оставались важные обьекты. «Прочесывание» пространств между рубе

жами, то есть огонь малой плотности, тоже не давало желаемого результата при «островной» системе обороны фашистов, обычно расставляющих свои огневые точки на большом пространстве вширь и в глубину.

При артиллерийском наступлении применяется другой метод сопровождения пехоты. Артиллеристы поддерживают пехоту не обстрелом больших площадей, а сосредоточением огня по самым близким объектам, особенно вредящим продвижению стрелковых подразделений. Если до нача- ' ла атаки артиллерийские средства объединялись для управления в руках начальни- . ка артиллерии дивизии и ею выполнялся заранее намеченный план, то с развитием боя управление артиллерией децентрализуется, возникает тесное взаимодействие пехотных и артиллерийских подразделений. Огонь ведется по заявкам командира роты или батальона или по личной инициативе командира батареи, взвода и даже орудия. Когда наши части начинают продвигаться вперед, оживают новые огневые точки противника, в бой вводятся его вторые эшелоны, а также резервы. По этим новым, выявившимся в ходе боя объектам артиллерия ведет сокрушительный огонь.

Для тактики фашистов характерны контратаки. Не считаясь с потерями, они даже тогда, когда находятся в критическом положении, бросают мелкие и крупные части пехоты и танков навстречу наступающим, надеясь внезапным появлением на флангах или «психической» лобовой атакой вызвать у них замешательство.

18