Техника - молодёжи 1943-06, страница 3

Техника - молодёжи 1943-06, страница 3

пр$м*тарии *c$x ompwl еошдиняйтесъ!

Ежемесячный популярный производственно-технический

и научный журнал ЦК ВЛКСМ. 1943 Г. 11-й ГОД ИЗДАНИЯ. ИЮНЬ № 6. Адрес редакции: Москва, Новая пл., д. 6/S. Тел. К 1-25-67, л.......................................... .........................................................

В. ВЕНИАМИНОВ

Пестрая, расцвеченная веема красками -диаграмма и .к ней краткая пояхнн-тельная запнека: подсчеты, выводы, заключения. Это документ. Более того, *то фотография. Фотография рабочего дня токарной группы фронтовой бригады Алексеева. Кроме нее, в бригаде есть еще два шлифовальщика и два слесаря. Здесь каждое человеческое движение критически учтено, каждая цифра проверена но хронометру.

И вот перед вами —портрет. Рабочий портрет молодых токарей — Белоусова, Власова, Фокина, Шатова и Кондратьева.

Никто, разумеется, не предупреждал их заранее о предстоящем' хронометраже. Люди с хронометрами в руках, как из-под земли, выросли около алексеевских станков при первой же трели звонка, возвестившего начало работы. Рабочие переглянулись».. ^Понятно? — опрашивал бригадир, переходя от станка к станку. — Товарищи желают посмотреть, хак мы работаем». Рослый Шатов радостно тряхнул головой: «Покажем». Белоусов улыбнулся сдержанно и спокойно: «Понятно», А серьезный и сосредоточенный Власов молча, с загоревшимися глазами приник к своему револьверному станку. И дал в этот день 300 процентов задания.

А день был рядовой, самый обыкновенный. Каждый занимался своим привычным будничным делом: Белоусов обрабатывал распорные кольца, Фокин растачивал шестерни... И производительность у каждого члена бригады была «нормальной»: 2—2% нормы. А для Шатова этот день оказался, даже несчастливым: ему пришлось выполнять четыре различных работы, четыре раза перестраивать станок; заторопившись, он порезал палец, я пока ходил в медпункт на переййзку, станок простоял целых 24 минуты. В результате норму свою ' Шатов выполнил «только н!а 190* процентов». Шатов раздосадован, как бывает раздосадован человек, который плохо вы-шел на фотокарточке.

Никакого сходства, лицо определенно не в фокусе... Нет, ему (просто we повезло! Ведь нередки дни, когда Шатов дает и по 400 процентов выработки,

Но не только «валовая» цифра выработанной продукции интересовала хронометражистов из заводского бюро технического нормирования. Еще больше привлекали их внимание другие вопросы. Как расхо-дует бригада овое рабочее аремя? Какова—в часах и минутах — полезная отдача станков и людей, велики ли непроизводительные потери? Придирчиво и зорко отмечали наблюдатели, кто -и зачем отошел от станка. Засекали каждый миг передышки ш остановки, с точностью до секунды учитывали, сколько времени затрачивалось на обслуживание станков, на «х переналадку в процессе* работы, на необходимые промеры обрабатываемых деталей, т смену резцов...

И • именно тут обнаружились самые разительные, самые рекордные достижения бригады Алексеева. Оказалось, что каждый рабочий этой бригады из 660 ми-• нут своего рабочего времени производительно проработал 664 минуты. Только шесть минут за <весь день ушло на потери уважительного порядка!

Оказалось далее, что на подготовительно-заключительные работы (пуск и проверка станков я инструментов) бригада затратила всего лишь 16 минут, а на организационно-техническое ' обслуживание рабочих мест ушло за весь день 8 минут. Чтобы понять значение последней цифры, напомним: по заводсюш нормативам на организационно-техническое обслуживание станков, на которых работает бригада Алексеева, полагается от 1 до 2 часов.

Итак, 8 минут вместо «законных» 60— 120... Двойная, тройная, четверная производительность, опрокидовающая все заданные .нормы и установленные нормативы.., За счет чего? Почему^ этим молодым, в сущности, совсем еШ,е зеленым то*

Фото Г КОНЫШЕВОЙ

каря** удается добиваться таких отличных показателей?

На все эти вопросы «ет, разумеется, одного готового ответа. Победа приходит всегда, как результат взаимодействия многих причин и условий. Заводские хронометражисты, например, в своих выводах отмечают «отлтяую тштенсмвыость труда» и «максимальную уплотненность рабочего дня».

— Это правильно, — соглашается бригадир Алексеев. — Плотно работают ребята, горячо, но только опять же вопрос: а почему они вот тж, с полной охотой работают? И отчего имеют «возможность работать с такой уплотненностью?

В самом деле, все это далеко не стол^ просто... Здесь одно цепляется за другое, технология переплетается с психологией. И чтобы разобраться во всем этом, нужно мысленно передвинуться вперед на полсуток, к тому моменту, когда бригада Алексеева, сдав смену, уходит с завода...

Последним уйдет бригадир, ибо для него завтрашняя смена начинается, в сущности, уже сегодня. Уже сегодня должен он получить от старшего мастера повое сменное задайте и объявить каждому члену бригады, сколько и каких деталей он должен дать завтра.

Это не элементарное действие: столько-то штук разделить на столько-то рабочих рук. Тут надо не раз и не два прикинуть: кому — Белоусову «ли Фокину — поручить такую-то операцию? (Кто сделает лучше такую-то деталь — Шатов или Кондратьев? Чем загрузить Власова, чтобы работа пришлась ему и это силам и по душе?

Все это —и психологию профессиональных вкусов и даже личные желания рабочего — необходимо учитывать, распределяя сменное задание, А для этого нужно знать своих людей так, как знает их бригадир Алексеев и его начальник — старший мастер Спиридонов.