Техника - молодёжи 1943-06, страница 5

Техника - молодёжи 1943-06, страница 5

IWmo60 120 мишт щмо

Предыдущая смена еще работает на осанках, а бригадир Алексеев уже приходи? настраивать их для своей бригады. Он начинает ндстройку с револьверного станка«Рядом рабочий о бp<i б ат ыаовт изделие, закрепленное в патрона, а бригадир тем временем вставляет в револьверную головку оправки зинкера. развертки и пр. Б это время Кондратьев рядом осматривает и смазывает другой станок. Благодаря таким приемам на техническое обслуживание во время рабочего дня вместо положенных 60—120 минут тратится только <5.

револьверная головка остается свободной, и можно тем временем без помехи вставлять оправки, зинкера, развертки я пр. Токарные станки на ходу не перестроишь; за них Алексеев принимается позже--за 10 минут до звонка. А там уже остается пустяк: установить нониусы иа двух шлифовальных станках — минутное дело,

К этому времени вся бригада уже в сборе. Одни получают в кладовой приготовленный для них бригадиром инструмент, другие выясняют, доставлены ли со склада к станку все указанные в задании Детали. Бригадир еще раз обходит станки; первую деталь для проверки он делает *:ам. Всё в порядке, Все на местах.

Звонок. И бригада Алексеева включает станки...

Рабочий день бригады ъ разгаре — обыкновенный рабочий день... Но если «глядеться пристальнее в неутомимое, безостановочное мельканье проворных рук, резцов, сверл —* начинаешь открывать и узнавать неожиданные вещи, которые, «чрочем, здесь давно стали вполне обычными.

Посмотрите хотя бы на этот револьверный станок. Деталь, которую Власов обрабатывает иа нем, нужно сперва проточить по наружному диаметру, потом оттор-цевать с двух сторон и наконец просверлить. Так именно это делалось всегда и везде: тремя последовательными операциями. А вот Власов делает все это одновременно.

Наблюдательность и смекалка подсказали ему, что если начать со сверловки — операции наиболее длительной, то можно успеть, пока сверло делает свое дело, проточить резцом наружный диаметр детали; а если установить еще один резец, то одновременно успеешь отторцевать и одну из сторон детали, Другую недолго доделать после сверловки.

Так Власов и поступил. Он установил добавочные резцы и слил три операции в одну,

У другой детали, которую обрабатывает Фокин, требовалась, наоборот, проточка по внутреннему диаметру, затем проточка

поверху и торцовка. Обыкновенный резец выполнял эту работу с пяти проходов. Мастер Спиридонов предложил применить специальный фасонный резец, и теперь Фокин делает деталь с одного прохода, правда, на меньших скоростях, но зато сразу и без докучных пятикратных промеров. Это сократило время обработки втрое; и если раньше со станка за смену сходило 9 деталей, то сейчас Фокин дает до 30 штук.

А знаменитый фоклнский рекорд! Фасонная гайка, которую делал Фокин, требовала длительных переходов и манипуляций: обточить, проточить, отрезать, промерить, остановить станок, и опять все сначала, и так до трех раз. Обработка одной гайки отнимала добрых 20 минут. Ни одна бригада на этой работе больше 100—150 процентов нормы дать не могла. А Фокин дал 450!

Что помогло ему добиться победы? Специальные резцы из «победита», которые установил на станке Алексеев. Не снимая деталь со станка, Фокин благодаря применению добавочных оправок и упомянутых победитовых резцов отделывает гайку всю до конца за 4—6 минут.

В этих обыкновенных на взд париях живет неугомонный дух нсхвгторства. Бригадяр Алексеев и его юные токари стремятся не только освоить, но и опрокинуть технические пределы и нормы, не только взять от станка все, что он может дать, но и поднять его технологический «потолок». И какими простыми, порой неожиданно свежими приемами они этого добиваются!

Для белоусовского распорного кольца была спроектирована технологами специальная саиговая оправка. Но она яе понравилась токарю Белоуеову, Он заменил оправку обыкновенной разжимной втулкой с упором, и вся операция получила совсем «ной характер и темп; отпали десятки лишних усилий и движений, а точность и быстрота обработки намного увеличились,

В другой раз Алексеев с Белоусовым решили изготовить оправку собственной, упрощенной конструкции:

— Глядите) Эту оправку не нужно зажимать в центры, она «плотно вставляется непосредственно <в адтаддель станка: ее не нужно каждый раз наново снимать и ставить — детали я снимаю и -ставлю на ходу. На ходу отжимаю и довертываю гайку. Видите — достаточно лишь на минутку приостановить станок..,

И когда только эти вчерашние школьники успели научиться ценить на вес золота секунды военного времени? Огй; стремительны и нетерпеливы. Им бы вообще не останавливать станков. Им кажется утомительно долгим завертывать гайки на всю резьбу. Пускай гайки сами довертываются на ходу! «Ловить центры»? Пусть деталь сама «центрируется»!..

— Вот так, одно к другому, и получилось, что у нас каждый две нормы дает. Наша среднемесячная выработка на брага ду. — 211,2 процента, — деловито заключает бригадир Алексеев.

А парторг Шал у нова добавляет:

— Двухсотнякн наши. Они нам весь цех зажгли...

Бригада двухсотников. Это значит, что в бригаде этой каждый человек работает за двоих, что у каждого станка здесь двойная производственная 'мощь, что такай бригада стоит Двух. И, глядя на лее, «зажигаются», удваивают свои усилия другие бригады и группы. Это те искры, из которых возгорается великое пламя.

И тогда целые цехи начинают вдвое перевыполнять программу, и заводы «арсеналы посылают фронту двойные кормы вооружения, снарядов, боевых машин.

А враг в бессильной злобе ломает себе голову:

«Откуда у большевиков столько техники?»

Да всё оттуда же... Из таких »от бригад, цехов, заводов, из золотого фонда всенародной советской обороны. Из недсто-щимых, бездонных резервов той могучей страны, где самые обыкновенные рядовые люди творят необыкновенное дело, великого патриотического труда.

б