Техника - молодёжи 1943-10-11, страница 6

Техника - молодёжи 1943-10-11, страница 6

[Уашлшл {ХммлмХу

и шо moWjvmivw

утра барабанит по крышам мелкий, тоскливый питерский дождь.

Нахлобучив на уши карту-зик, поплотнее запахнув черное обтрепанное пальтишко, клепает по лужам невысокий худой паренек.

Вот и ворота.

Медленно шевеля посиневшими or холода губами, паренек читает вывеску: «Пу~ тиловский... завод... общества Путилов-сквх згзодов...»

Значит, сюда.

Сторож открыл калитку, поглядел на пропуск:

— Наниматься пришел, малец? В пушечную? Ну, иди вон туда, за часовню. Там мастера спросишь, он тебя определит.

Дойдя до пушечной мастерской, паренек растерянно встал на пороге.

Сотни станков вращались, жужжали, издавали гул, лязг и грохот. Подъемный крае подхватил длинный орудийный ствол, подняв как на качелях, и он легко- пронесся над самыми, головами людей, так низко, что казалось, вот-вот кого-нибудь задавит или увлечет за собой.

— Ты что, чучела заморская, шляешься по мастерской без дела? — вывел паренька из оцепенения ядовитый визгливый голос— Иди к отметчику и скажи, чтоб с тебя вычли полтинник штрафа.

Оробевший мальчуган скинул картузик и, заикаясь, принялся объяснять начальнику:

— Да я только п-поступать п-пришел...

— А-а-а, ты еще оправдываться, чучела? Скажи отметчику, чтоб вычел с тебя рубль штрафа...1*Ну? чего стал, чего стал? Что это у тебя в руке, пропуск? Давай сюда.

Паренек, не мигая, смотрел на лысого старика.

— Tai-aK, — протянул мастер, дочитав записку.—Будешь ты номер четыреста двенадцатый, понял? Романов! — крикнул он седоусому токарю, склонившемуся над станком. — Вот тебе четыреста двенадцатый в ученики. А ты, чучела, все-таки сходи к отметчику насчет штрафа. Это тебе авансом! Еще сочтемся...

Мастер ушел.

Седоусый токарь тронул паренька за плечо.

— Познакомился с нашим живодером, а, паренек?

— П-познакомижя...

— А ты -нос не вешай. Как звать тебя?

— Василий.

— Так, Василий-великомученик, значит. Грамотный?

— Грамотный".

— Это хорошо, Где учился?

В ремесленном. А раньше в приходской.

— Так, Сынок. Ну,! скидывай пальтишко становись к ставку. Сделаем из тебя мастера большой руки...

Старик Романов крепко привязался к своему ученику, и Василий отвечал"* ему такой же привязанностью.

Романов много лет проработал на заводе, помнил чуть ли не крепостные времена, и рассказы его не раз заставляли' Ва-

Очерк Ж. САВЕЛЬЕВА

сшгая задумываться над своей рабочей жизнью.

Однажды Романов, испытующе поглядывая на Василия, сказал:

— Слушай, сынок, дело есть к тебе. Получены прокламации. За ночь нужно распространить. Можешь ты взяться за это дело? Не сам — сам не справишься., а с двумя-тремя молодцами?

Не спуская глаз с Романова, Василий; спрос ил:

— Ты социал-демократ?

— Я большевик, — ответил Романов.

Утром, когда мастерская приступила к

обычной работе, на всех станках ш тисках белели листовки.

...Втянувшись через Романова в революционную работу,, Вася вскоре стал членом заводской партийной организации.

Путиловская организация оказалась для ' него хорошей партийной школой. Здесь росли и закалялись в борьбе с меньшевиками и оппортунистами всех мастей испытанные партийные кадры — золотой фонд партии.

Здесь в свое время в старомеханическую мастерскую поступил работать «товатшц Никанор». Вскоре большевик «Ника-нор», выбранный в районный комитет партии, стал в пентре всей Нарвской организации. Это был Михаил Иванович Калинин.

Здесь быстро проявил себя как прекрасный организатор и агитатор двадцатилетний юноша, рабочий артиллерийских сила--дов Андрей Андреевич Андреев.

На заводе вели- агитационно-пропагандистскую работу Серго Орджоникидзе, Володарский и многие другие видные деятели нашей партии. С партийной- организацией Путиловского поддерживали непосредственную связь товарищи Ленин и Сталин.

В апреле —•* мае 1912 года, когда вспыхнули массовые политические стачки в связи с Ленским расстрелом безоружных шахтеров, начинается новый подъем революционного движения,

В эти дан Василий буквально расцвел как агитатор и организатор молодежи.

У себя на квартире, при, содействии матери Анисьи Захаровны, он устроит склад запрещенной литературы. Сюда за книжкой, за листовкой приходили со всей Нар вс к ой заставы.

«Вася — незаменимый работник, маленький энергичный большевик», отзывались о нем,

Среди молодых рабочих Василий пользовался большим авторитетом.

Веселый и остроумный, он внешне ничем от остальных рабочих не отличался:. При этом обладал удивительным уменьем каждый случай использовать для политической пропаганды среди товарищей. Уж до чего, кажется, обычное дело — увечье рабочего из-за отсутствия на заводе техники безопасности, Но, рассказывая об этом, Вася умел подчеркнуть, что рабочий остается калекой на всю жизнь без всякого пособия, потому что администрация всю вину свалит на него самого, и нигде он—дойди хоть до самого царя— «не добьется справедливости. Так незаметно Василий доходил до «вывода о {негодности всего самодержавного строя т необходимости революционным путем свергнуть его.

И эту свою пропагандистскую работу он

умел проводить оеэ митингов и собраний, а так, между делом, на ходу.

Говорил он обычно тихо, - немного заикаясь на букве «и». Отсюда и прозвище его — «Папаня». Произносилось это имя не как обидная кличка,. а ласково, с уважением.

*

Прошли годы... Грянула мировая война. Начало войны сопровождалось бешеным разгулом реакции. Большевистская организация Путиловского завода была разгромлена. Многих большевиков угнали в ссылку в далекую Сибирь, -многих отправили на войну.

Собирая силы, налаживая связи, партийный комитет завода восстановил подпольную работу. Новая глава открывается в жизни юного большевика Васи Алексеева. Партия поручает ему вести подпольную работу среди молодежи.

Во время войны в пушечной мастерской работало много подростков. Из молодых рабочих Вася создал два социал-демократических кружка. В них вошли молодые партийцы-подпольщики: Мещерский, Анд-д>еев, Шубин, Васильева, Степанов, Кирюшки» и другие

Среди молодых активистов кружка выделялись Скоринко и Удалов. Подпольщики собирались в Потаизевском лесу. Там велись занятия, обсуждалось текущее положение,, намечался! план действий.

...В 1916 году были арестованы и преданы военному суду за революционную деятельность балтийские моряки с дредноута «Гангу т».

Путадювцы решили провести забастовку в знак протеста против ареста балтийцев Васю вызвали в комитет и предложила «поднять» з аеод.

Начальство пронюхало про готовящуюся забастовку.

На следующий день утром, как только началась работа, двери мастерской были заперты на замок.

«Как быть?» думает Удалов, которому «Папаня» поручил расклеить прокламации Наконец он находит выход.

По всей мастерской внезапно проносится дикий крик.

— Что случилось? — Мастер бежит к подростку, который корчится возле станка.

— Рука, — стонет Удалов, и лицо ег<

4