Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 31

Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 31

Астрономы подсчифли, что стп из всех лучей, испускаемых Солнцем, смог бы поддерживать даже* небольшую плшету. Но Лебедев «заменил» Солнце вольтовой дугой, планету — легкой вертушкой и первым из всех ученых сумел уловить и. точно измерить ничтожное по сил& давление света

это наблюдаем постоянно: накаленные тела светятся. Но атомы могут и поглощать свет,, и все это, вместе взятое, очень затрудняло работу Лебедева.

■Представьте себе, что пуля: ударяет не в доску или броневую плиту, которые она может пробить или оттолкнуть, а в огромное скопление быстро движущихся крохотных тел. При- этом из такого скопления вылетают .навстречу пуле твердые осколки, а внутри скопления есть тела, поглощающие, как бы «проглатывающие», пули.

Так ли просто сказать теперь, что произойдет, если пулеметная очередь пронижет наше скопление? Нечто подобное,. но еще более сложное происходит, когда световой луч попадает в скопление газовых частиц. И поэтому без предварительных опытов и вычислений нельзя было и думать об измерении силы давления света на газы.

В ходе этих исследований) Лебедеву пришлось изготовить целый набор миниатюрных приборчиков, похожих, по словам Тимирязева, на какие-то физические бирюльки. С помощью этих совсем не игрушечных бирюлек Лебедев получил свои собственные электромагнитные волны вдего в 6 миллиметров длиной,- Само ид себе это уже было большим достижением, которое высоко оценили физики- ©сего мира. Но для Лебедева это был лишь еще одни шаг к достижению намеченной цели»

Кропотливые исследования привели Лебедева к выводу, что частицы тазов должны отталкиваться лучами света, как и твердые тела, но с меньшей силой.

Установив это, Лебедев смог приступить ю постройке приборов для измерения давления света на газы, За Шлет им было перепробовано 20 различных конструкций. А ведь постройку каждого из этих приборов, удивительно чуткого, тонкого и маленького, по трудности можно сравнить лишь с ювелирными работами.

И опять-таки,, как это часто бывает не только у физиков, но .и у всех конструкторов , последний приборчик, которым Лебедев остался наконец до по лен., оказался самым! простым. '

Все дело свелось к тому, что в небольшую камеру между двумя прозрачными пластинками, где помещался газ, пропускали параллельный пучок световых лучей. Лучи света, попадая на частицы» газа* вызывали его течение. Это течение отводилось по узкому каналу на маленький поршень, воспринимающий давление ничтожного газового потока, вызванного действием световых лучей. Вот и все.

Но как и при измерении давления света на твердые тела, этот очень -простой опыт мог быть осуществлен только благодаря замечательной выдумке Лебедева.. Чтобы опыт был точен, лучи света должны итти. строго параллельно. А физика не знает способа то-лучить совершенно параллельные лучи: всегда их пучок- будет немного сходящимся или расходящимся, Тогда в том месте, где пучок' суживается, газ будет нагреваться лучами особенно сильно, А от этого возникнут уже знакомые нам потоки газа, во .много раз более сильные, чем те, которые возникают от давления света.. Но Лебедев к тут нашел выход из положения. Работая с химически чистыми реактивами, ученый умышленно их «загрязнял», добавляя* к азоту водород, к кислороду водород и к хлору тоже водород. Все газы, кроме водорода, плохо проводят тепло. Частицы же этого легчайшего из всех элементов так подвижны, что при малейшем нагревании приходят в энергичнейшее движение и равномерно распределяют тепло по всему сосуду. Водород, таким образом, выравнивает

температуру во всех частях прибора, И поэтому никакие токи от неравномерного нагревания газа образоваться не могут»

В декабре 1909 года, почти через 10 лет после того,, как Лебедев доложил всемирному конгрессу физиков об измерении давления света на твердые тела, он сообщил на заседании Московского съезда естествоиспытателей об окончании и второй,, гораздо более трудной части своей работы. Лебедев доказал, что свет давит «на газы.

Теперь наконец астрономы разгадали тайну образования кометных хвостов. При приближении1 кометы к Солнцу составляющие ее породы плавятся и даже закипают от страшного жар& А молекулы ларов отталкиваются от поверхности кометы давлением света,

Почему же, однако, световое давление сказывается на разреженных* кометных хвостах несравненно сильнее, чем на плотном теле кометы?

Величина сильг светового давления тем больше, чем больше площадь* на которую давит свет* .а сила тяготения зависит только от массы, притягиваемого тела, а вовсе не от его площади-или поперечного сечения. Представим себе маленький кубик, летящий в мировом пространстве, Сила светового давления на него будет очень мала в сравнении с силой тяготения, притягивающей его

к Солнцу. Допустим, однако, что этот кубик превратился в тонкую лепешку, обращенную поверхностью к Солнцу. Ясно* что сила притяжения лепешки вовсе не изменилась, так как ее масса осталась той же самой, но сила давления света на- нее резко увеличилась, так как площадь, обращенная к Солнцу, стала гораздо больше. Чем тоньше будет лепешка, тем больше станет ее площадь, а значит, и сила светового давления. В конце ковдов сила светового давления может уже превысить силу притяжения, и тогда лепешка начнет отталкиваться от Солнца. Поверхность кометных хвостов «в миллионы раз больше, чем само тело кометы, И поэтому-то они и отталкиваются от Солнца. Излучение самих газов, образующих хвосты, усложняет эту простую картину и заставляет вводить в расчеты физиков к астрономов исправления, которые и были сделаны Лебедевым.

Астрономы подсчитали, что. если бы собрать в один пучок все лучи, испускаемые Солнцем, то на них, как на гигантском столбе, могла бы удержаться целая небольшая планета. В опытах! Лебедева огромное солнце было заменено вольтовой дугой, А сила светового давления,* которую ему удалось обнаружить* не превышала стомиллионных долей грамма. Недаром о Лебедеве говорили как о самом

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Прибор измеряющии давление

Близкие к этой страницы