Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 6

Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 6

Л. ЖИГАРЕВ, член редколлегии журнала «Техника — молодежи»

вад -IAажипои

В самый разгар африканской кампа« кик лета 1942 года «полковник Эрих фон-Фа льга геи «вышел из игры». Трагический- случай швырнул его «Хейккель» о высоты 4 ООО метров в бездну Средиземного моря, и только искусство пилотирования' позволило фашистскому ассу избежать гибели и вывести машину нз смертельного пике.

Тем не менее английский- снаряд на-«сегда оборвал летную карьеру: Эриха фон-Фальгагена. Ему с большим: трудом удалось довести- подбитую машину с трупом штурмана до аэродрома, и только ш земле он почувствовал тушую боль, приковавшую его* к сиденью.

В госпитале после ампутирования раненой ноги полковник располагал избытком времени, чтобы осмыслить ■происшедшее. Только од?ш вывод напрашивался в результате размышлений: «Его личная; неудача явилась следствием поражения немецкой авиации над Мальтой». Эта страшная! катастрофа грянула, как; гром с ясного неба, так как тщательно подготовляемые операции исключали, казалось бы, всякую возможность, провала.

Он вспомнил обстановку. События в то .время складывались превосходно. Ромме ль победоносно продвигался1 к заветному Нилу. Англичане иод ударом германского оружия терпели поражения. Наступило время решительны» действий против последнего оплота британского могущества т заяадной части» Среда-земного моря — острова .Мальты,

Эта первоклассная «военно-морская крепость, созданная! англичанами на большой морской дороге т Гибралтара <в Суэц, Представляла собой твердый орешек. Но германское командование стянуло против английской базы воздушные армады, и лично Геринг строго юту гствовал авиационных начальников.

Собственно говоря, планы германского командования ® эначшчельной! мере строились на искусстве ночного бомбометания эскадры полковника Эриха фон-Ф&льгагена. Эти (планы казались безошибочными. » точными: блокировать

А

Мальту с воздуха. Днем' й ночью подвергать ее непрерывной бомбардировке, не давать противнику ночью восстанавливать разрушенное и именно в это время обрушивать на него самые тяжелые удары. Затем—воздушный десант, и над Старинным британским островом взвивается, (всепобеждающая/ свастика.

Таковы были планы. Весь мир помнит, как они осуществлялись. Солнце над Мальтой померкло, заслоненное немецкими самолетами. Но в первые же дни воздушного наступлении германская авиация (начала нести? огромные потери. Й самое удивительное—ночью они были не меньшими, чем днем.

За долгие годы работы ® воздухе у полковника' фон-Фальгагеш.1 выработалось чувство презрительного пренебрежения ко всем средствам, зенитной обороны. Серьезного противника* он. видел лишь в "истребительной авиации. Но кагк раз истребителей на Мадыгё было очень немного. И тем не менее в первой же операции над островом один ив лучших летчиков-ночников, капитан Мольтке. умудрился потерять две трети вверенных ему боевых машин.

Это было потрясающим и совершенно непостижимым событием. Ведь Мольтке летал в темную ночь, — -в эту пору только сумасшедший мог изображать беспомощную мишень для английских зениток. Полковник подумал, что Мольтке и в; самом деле рехнулся] когда в ответ на его придирчивые вопросы выжимал из себя» одни и те же слова:

— Не могу понять, господин полковник, но .в зоне операции не было ни одного английского истребителя.

— Вздор, чушь... Быть может, вы будете утверждать* что -все/ ваши- машины быт разбиты зенитными орудиями?

После того как командир второго отряда вообще не вернулся из операции и оставшиеся -в живых оправдывались в штабе так же беспомощно, ш нелепо, как Мольтке, душевное равновесие полковника' Эриха фон-Фальгагена было нарушено. Ощущение ясности задуманной операции) сменилось у него беспокоящим

чувством неопределенности. В его сознании стерся изученный -до последней лагуны четкий рельеф Мальты. Цель вдруг оказалась непонятной и загадочной.

Тогда Эрих и принял свое роковое решение: нарушить так хорошо разработанный «график победы» мальтийской группы немецкой авиации, как нарушают -в исключительных случаях расписание поездов', Такое решение противоречило неукоснительным правилам германской армии. Но командующий, сам озадаченный чудовищной убылью <в людях и в технике, сравнительно легко согласил с яг с доводами Эриха и приказал прервать на одну ночь операнда бомбардировщиков. Этой паузой воспользовался полковник фон-Фа л ьгаген. Он твердо решил лично установить причины трагических! фактор чтобы! принять меры» к недопущению нелепых происшествий ш -воздухе, сказавшихся на ритме !всейт мальтийской операции.

Как только стемнело, его самолет вырулил на стартовую дорожку. Вскоре двухместный «Хейнкель», который пилотировал сам командир эскадры и на борту которого находился» один из лучших штурманов, исчез в темном небе.

Ночь выдалась темная, беззвездная. В такую ночь случайно заблудившийся в небесных просторах летчик едва ли сохранит в себе спокойствие » уверенность. Но для Эриха фон-Фальгагена это было родной стихией. Он уже давно свыкся с ней т пришел к заключению, что летчики, овладевшие методом слепого полета, находятся! в* большей безопасности, чем самый искусный пилот, оперирующий в солнечный? день. В этом умозаключении была своя логика/. Обнаружить самолет в темноте, поймать я осветить его лучом прожектора, навести на него истребителей ш зенитные орудия все это задача куда более мудреная, чем! борьба с самолетами при ясной .видимости. Сколько ухищрений.^ какие огромные усилия /прилагает противовоздушная оборона в борьбе с ночными бомбардировщикам!» ЧйГ как часто эти усилия оказываются тщетными!