Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 9

Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 9

естественными недостатка vin. Бродя ощупью в небесных просторах и лишь случайно наталкиваясь на самолет, он невольно выдает себя воздушному противнику. Даже в том случае, когда прожектористам удается нащупать вражеский самолет, он, пользуясь своей маневренностью, может ускользнуть из светового поля. Помимо этого, лучи прожекторов оказываются бессильными ■пробиться сквозь облачность или туман.

Так, к началу второй мировой войны массированная авиация обладала подавляющим преимуществом над техникой и всеми приемами противовоздушной обо-роны.

Но вот на сцену «выступил радар. И сразу же перевооружил всю систему ПВО. Радар дал возможность решать самую сложную задачу: точно и быстро находить самолет среди безбрежного океана нотной мглы, тумака, густой облачности. И то, что невозможно было еще вчера осуществить при помощи звукоулавливателя и прожектора, стало теперь вполне достижимым благодаря радиолокации.

С точки зрения физики радар во мно

гом -напоминает прожектор. Так же как и прожектор, радар излучает электромагнитные волны, которые распространяются в пространстве и, встречая на своем пути препятствие, отражаются от него. Ведь мы видим самолет в лучах прожектора именно потому, что часть этих лучей, отражаясь от самолета, попадает в надх глаз. Но в отличие от прожектора радар посылает волны не ■видимого светового спектра, а невидимые радиоволны. Радиоволны создают зону волнового заграждения в радиусе многих десятков километров» и никакой предмет не в состоянии миновать эту зону, не будучи обнаруженным.

В отличие от лучей прожектора волны радара беспрепятственно проникают сквозь тучи в туман, и самолеты лишены возможности незаметно подойти к цели, используя облака.

В оглнчие от лучей прожектора волны радара ощупывают пространство в сотни километров, и самолеты снова оказываются в невыгодном положении, так как «х присутствие обнаруживается даже на самых предельных для самолета высотах — в стратосфере.

Самолеты не в состоянии «обогнать* радар или проскользнуть мимо него незаметно с шключешшш моторами. Радиоволны распространяются» со скоростью света, и самолет, овладевший скоростями, близкими к скорости звука, и сумевший обмануть звукоулавливатель оказывается бессильным перед радаром. Радар молниеносно сигнализирует наблюдателю о появлении самолетов, и ему безразлично, летят ли эти самолеты с' выключенными или работающими моторами.

Таковы замечательные особенности радара и его преимущества перед другими средствами наблюдения и обнаружения. И все же существует глубокая внутренняя связь между прожектором, звукоулавливателем и радаром — такая же, как между оптикой, акустикой и радио. Едиными являются многие законы распространения электромагнитных волн — 'видимых, невидимых И звуковых! волн, и эта Общность законов природы облегчила ученым завершение одного из самых выдающихся открытий нашего времени — радиолокацию.

t\xSеда (хэлн

История радиолокации тесно переплетена с развитием' радио —этой самой молодой! и, пожалуй, самой чудесной отраслью техники, положившей- начало существованию новой науки —радиофизики.

В течение длительного времени радиофизика шучает природу радиоволн и характер иос распространения. Много выдающихся открытий было сделано этой наукой, и наиболее важные из них вызвали к жизни радиолокацию.

После мировой войны* 1914—1918 годов радио переживало свою первую техническую революцию. На смену искро-®ыц передатчикам, громоздким, массивным, пришла электронная лампа. Она упростила радиопередающую аппаратуру того времени. Вслед за тем, внедрившись в технику радиоприема, ока) сдала ® архив примитивный и капризный детекторный. аппарат. Электронная лампа увеличила чувствительность приема в сотни и даже тысячи раз. Благодаря этому радиотелеграфия и радиовещание прочно вошли в нашу жизнь. Казалось, что все основные позиции радиотехники были завоеваны.

Радиофизики, опираясь на практические опыты передач из Европы в Америку и обратно, пришли к твердому убеждению, что только • длинные волны могут создать прочную связь' на- больших расстояниях. Чем длиннее волна, тем большее расстояние ока преодолевает. И наоборот, чем короче -волна, тем меньше дистанция- -возможной радиопере -дачи. Это была господствующая формула- радиотехники начала двадцатых годов текущей? столетия. Мало' того, для преодоления расстояния в несколько тысяч километров считалось необходимым строить весьма мощные радиопередатчики в несколько сот киловатт. В те годы антенны росли в высь и в ширину, развиваясь в огромные сооружения с мачтами и даже целыми башнями высотою в сотни метров

Но в тех же двадцатых годах произошло событие, которое реже перевернуло сложившуюся теорию и практику радиосвязи И повинными в этом событии оказались не ученые, а простые любители техники.,Радиоаппараты, -дегчотря т кажущуюся сложность,

представляли собой на самом деле очень простое конструктивное устройство. Нелегко представить себе любителя-машиниста или любителя-пилота, ко встретить радиолюбителя! можно где угодно. Построить своими руками самодельный приемник или даже самодельный передатчик не составляло особенно большого труда, и неудивительно, что во всех странах радиолюбительство приняло массовый характер.

Чтобы радиолюбители не мешали работе больших станций государственного значения1 и могли свободно заниматься опытами по связи между собой, им отвели диапазон -волн короче 250 метров. Эти волны считались тогда «бросовыми», бесполезными для радиосвязи.

Но вот в феврале 1921 года группа американских радиолюбителей!, списавшись предварительно с французскими и английскими, начала вести на своих маломощных, самодельных радиостанциях передачу через океан. В декабре при-шли первые сообщения о том, что сигналы из Америки были услышаны в Европе. А в следующем году американцы приняли из Европы первую передачу на коротких -волнах. Осенью 1923 года Америку слышали на коротких волнах ■не только в Европе, но уже в Австралии, Новой Зеландии, на Цейлоне.

И все это оказалось возможным достигнуть хс Inapeдатчиками Ничтожных мощностей (20—30 ватт), с небольшими антеннами. Было отчего притти в изумление.

Радиолюбители произвели переворот во взглядах ученых-радиофизиков. В радиотехнике назревала новая революция. Вовсе не обязательны» оказались большие габариты аппаратуры, мощные радиопередатчики, гигантские антенны-башни и т. п. Короткие волны позволили радиостанциям оторваться от стационарных установок и сбросить целя, которые приковывали их к неподвижным сооружениям. Радио зашагало в ногу с жизнью, Оно появилось на автомобилях и самолетах, подводных лодках; вошло в быт, промышленность; приобрело большое тещо-такттеское значение, ибо теперь им могли с успехом пользоваться даже разведчики Но этого -мало, Качество приема на

коротких волнах оказалось несравненно выше, чем на длинных. Бесчисленные помехи, ставшие бичом эфира во время работы на длинноволновом диапазоне, в значительной степени оказывались недействительными для- коротких воли,

Короче говоря, на первых порах казалось, что все трудности и загадки радио окончательно решены. Но не, тут-то было! Уже через несколько лет после первых поразительных! успехов коротковолновиков было обнаружено, что сила приема при работе с короткими волнами на больших расстояниях! не остается постоянной. Временами Ьн$ {подвержена колебаниям, иногда настолько быстрым и значительным, что принимаемые сигналы либо оказываются неразборчивыми. либо вовсе исчезают.

Новая загадка радио, названная замиранием, или фэдингом, привлекает внимание ученых.

Существует такое мнение, что история радиолокации берет свое начало с того момента, когда исследователи всего мира поставили перед собой задачу установить законы? распространения коротких волн* чтобы добиться уверенной связи на этих волнах. Известно об этом было очень немного. Правда, еще в 1902 году проф. Кеннеди, а .вслед за ним ученый Хевксайд высказали предположение, что радиоволны распространяются не только вдоль земли, но и уходят вверх, где отражаются от электрических частиц в ионосфере. Но радиоспециалисты, увлекавшиеся долгое время* длинными волнами, пренебрегали этой гипотезой. Они наблюдали и изучали только те радиоволны, которые распространялись вдоль земли, и не считались с волнами, имеющими свойство отражаться в верхних слоях атмосферы. А между тем при радиопередачах преобладание так называемых небесных лучей (волн, попадающих щ приемник после отражения от ионосферы) над земными лучами (волнами, распространяющимися вдоль земли) наступало тем скорее, чем короче были волны. Но до тех- пор, пока короткие волны находились в распоряжении радиолюбителей, ученых не очень занимала особенность их распространения.