Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 11

Техника - молодёжи 1944-10-11, страница 11

$

экспериментов, позволивших1 ш более уверенно устанавливать наличие отраженных сигналов от кораблей.

В июне 1930 года Тейлор и- Юнг по-прежнему экслериж*нти]ктли с короткими волнами. Но на этот pes шесте с инженером Хайландом они работали над изундеием- системы слепой посадки самолетов.

Для этой цели была разработана аппаратура, работающая на ультракоротких -волнах.

Испытатели решили проводить свои наблюдения на авиационной базе Бой-лиигфкльд, вблизи Вашингтона. Как и восемь лет назад, передатчик и приемник были установлены на некотором удалении друг от друга. Юнг работал на передатчике, а Хайланд — у прием-кика. Вопреки ожиданиям, прием сигналов часто сопровождался1 заметными помехами. Это было малопонятно, ибо ультракороткие волны меньше всего подвержены влиянию помех. Ведь практика радиосвязи уже доказала, что чем короче волна, тем меньше бывает помех.

Исследователи были смущены. Особенно волновался Хайланд, Быть может, виноват приемник? Нет, Хайланд с помощью Юига тщательно проверил его. но он оказался в полной исправности.

Тогда, может быть, где-то яоблдоостн имеется источник электромагнитных излучений? Хайланд в Юнг прервали опыты и отправились на рекогносцировку местности. Но они ничего не обнаружили.

В чем- же дело? Исследователи терялись в догадках,

Тем временем на аэродроме жизнь шла своим чередом. Самолеты поднимались в воздух, шли на посадку, крутой стоял неумолчный моторный рокот.

Хайланд еще раз настроил приемник « «поймал» сигналы. Юнга, Но затем опять начались помехи. В трубках то и дело слышались искажения принимаемых. сигналов,

Хайланд огляделся. Его взгляд упал на самолет, пролетавший » зоне между передатчиком и приемником, В то же мгновенье в наушниках послышались характерные искажения. Больше Хай-ланд ни о чем не думал. Он весь превратился в слух. От напряжения у него стучало в висках/ ныла шея(: но он

не спускал глаз с неба, следя за каждым самолетом

Четыре раза проверял Хайланд свою догадку, к четыре раза характерное звучание в трубках заставляло замирать его сердце от волнения. Хайланд стремглав бросился к Юнгу, Тот с полуслова понял его.

Через некоторое -время Тейлор выслушивал- объяснения Хайланда.

— Я не могу поверить этому, —- заключил свой рассказ Хайланд, —но это действительно так. ^ ,

Тейлор с трудом^ сдерживал свои чувства. Он ни на; секунду не сомневался- в правильности наблюдений Хайланда. В его пшятя всплыл знойный день лета 1922 года, река Потомак и речной пароходик. Тогда он тоже удивлялся, но теперь...

— Бесспорно, самолет тоже дает интерференцию; он отражает радиоволны, значит его можно обнаруживать!

Вскоре им стало все ясно: отражение радиоволн от самолета или корабля приводит к так называемому «эффекту Доплера».

В акустике этот эффект известен давно. Кто т вас не замечал, что когда •к железнодорожной станции подходит поезд и машинист открывает свисток, то ток этого сшстка все время меняется. В то же время для самого машиниста звук свистка остается -все время одинаковым. Происходит это в силу следующих причин: когда паровоз движется, то звуковые волны его свистка либо набегают друг ш друга (если паровоз приближается к наблюдателю), либо отстают одна ог другой (если паровоз уходит от наблюдатели). В нервом случае гребни волн сдвигаются — и звуки становятся выше;,, во втором случае гребни волн, наоборот, раздвигаются—и тон свистка понижается.

То же самое происходило и © опытах Хайланда и Юнга, Только здесь былп не звуковые водны, а волны, -радио. Самолет", отражающий радиоволны, сам как бы становится источником вторичного излучения. А его движение изменяет частоту этого излучения. Это изменение и приводило к характерным явлениям, наблюдавшимся при приеме. И по высоте тона можно было даже судить, приближается или удаляется самолет от приемной станции.

Явления, наблюдавшиеся при приеме, состояли з переменных усилениях! и ослаблениях сигнала п объяснялись наложением волн, приходивших в приемник прямо от передатчика, и волн, отраженных от самолета, имеющих другую частоту.

Это явление попеременных усилений и ослаблений при наложении колебаний различных частот называется биениями.

На. этот рйз в. кругах морского министерства- США заинтересовались новым открытием. Правд®, этот интерес был довольно умеренным.

Тейлору и Юнгу разрешили продолжать исследования, н их темы появились в планах морской исследовательской лаборатории.

Изобретателей не смущало, что эти темы признавались второстепенными. Они были безмерно рады, ибо могли теперь целиком заняться любимым делом»

Потянулись долгие дни? кропотливой работы.

Тейлор и его помощники проводили целые сутки за приемом радиоволн, отраженных от самолетов. Их опытная база была очень широкой. Где только не летают самолеты!

Но странное дело: несмотря на то, что открытие, интерферирования радиоволн в результате их* отражения от самолетов бы-ло произведено, с помощью ультракоротких волн, Тейлор сюцреж-не* му возлагал свои надежды на? короткие волны. Энтузиаст-коротковолновик побе-. дил в нем на« время чуткого исследователя.

Правда, Тейлор не мог отделаться от чувства неудовлетворенности. Коротковолновый диапазон требовал наличия сравнительно громоздкой аппаратуры; в частности, пришлось установить две большие антенны — одну для передачи, другую для приема.

К середине 1931 года опыты продвинулись так далеко, что интерес официальных кругов к проблеме радиообнаружения значительно усилился. Тейлор получил задание: изучить возможность обнаружения неприятельских кораблей и самолетов при помощи радиосигналов.

Выполнить это задание помогла еще одна ценная находка.

Выше мы уже рассказывали о том, что с помощью радиоволн удалось домерить высоту отражающих слоев ионосферы — слоев Кеннеди — Хевис-айда,

Группа Тейлора принимала, активное участие в этих весьма важных исследованиях Особенно горячо увлекался ионосферой Юнг.

Очень своеобразной была методика этих исследований. Радиофизики и <в их числе Юнг отказались от обычного способа работы передатчшеа, при котором излучение воли происходит непрерывно. Юнг посылал отдельные прерывистые сигналы. Эти импульсы были настолько коротки, что длительность их измерялась миллионными .долями секунды.

* Недалеко от передатчика Юнг установил приемник. Он улавливал импульсы дважды: непосредственно » момент посылке сигнала «и вторично после отражения} от ионосферы. Затем оба импульса преобразовывались^ в видимое изображение, поступая из приемника на электронно-л ученой осциллограф, который регистрировал их е виде кривых т флуоресцирующем экране. Одновременно регистрировалось -время, прошедшее между приемами прямого и отраженного сигнала.

После четырехкратной проверки своей догадки Хайланд стремглав» бросился к Юнгу. Юнг с полуслова понял его.

9