Техника - молодёжи 1945-01-02, страница 4

Техника - молодёжи 1945-01-02, страница 4

О 60 70 ATM

ОТДЕЛЕНИЁ 5ОДЫ Й ME'

Хлнически*

примесей

армии

ДА$Г ВОДЫ|

тами. Бурение ведется долотами, наваренными твердыми сплавами, которые по своей твердости близки к алмазу — самому твердому веществу в природе. В процессе бурения изолируют скважину от встречающихся на пути водных и газовых пластов, а также очищают ее от разбуренной породы при помощи особых Глинистых растворов. Эти растворы при бурении скважины все время накачиваются в нее грязевым насосом. По бурильной трубе раствор направляется к бурильному долоту. Затем через отверстия в долоте глинистый раствор проникает в самую скважину и заполняет все пространство между стенками скважины и бурильными трубами. Соприкасаясь со стенками скважины, глинистый раствор закупоривает все отверстия в них настолько прочно, что закрывает доступ воде и газам в скважину. Помимо этого, накачиваемый насосом глинистый раствор, находясь все время в движении, охлаждает бурильное долото и попутно выносит на поверхность разбуренную породу.

Таким образом, глинистый раствор является одновременно и охлаждающей жидкостью для бурильного долота, и изоляционной массой, не пропускающей в скважину из других пластов воду и газ, и, наконец, гидравлическим транспортером, непрерывно уносящим из пробуриваемой скважины всю разрыхленную породу.

Глинистый раствор помогает в момент бурения скважины—-он является временной изоляцией и облегчает условия работы. Однако и после того, как скважина пробурена до газоносного пласта, намеченного к эксплоатации, и буровые механизмы останавливаются, циркуляция глинистого раствора не прекращается. Его накачивают до тех пор, пока не будет создана постоянная изоляция стенок скважины. Такой изоляцией являются обсадные трубы. Их опускают в готовую уже скважину, а пространство между ними и стенками скважины заливают цементом. Обсадные трубы и цемент надежно закрывают доступ в скзажину воды из других пластов. Лишь после того как постоянная изоляция скважины

СВОРВЫИ КОЛЛЕКТОР

сделана, производится окончательное вскрытие газоноского пласта. Затем из скважины постепенно- удаляют глинистый раствор, запиравший, подобно высокой пробке, выход наружу добываемому газу. По мере удаления глинистого растзора скважина оживает: она начинает понемногу газировать — «кипеть» — и, наконец, выбросив остатки глинистого раствора, фонтанирует.

Газ пошел! Управляют выходом газа при помощи основной задвижки и «елки», то есть системой задвижек и труб, позволяющих подчинить мощную газовую струю воле человека и подавать газ при нужном давлении и в желаемом направлении.

Некоторое время скважине дают свободно фонтанировать для того, чтобы очистить ее от глины к разбуренной породы. Как говорят, скважину продувают. Высота фонтана достигает ста метров. Шум его заглушает человеческий голос и на расстоянии в десятки метров от фонтана. Ведь газ вырывается из-под земли под давлением в 85 атмосфер.

После продувки из скважины идет почти чистый газ. Скважина готова к эксплоатации. Но эксплоатировать ее надо умело.

Опыт эксплоатации газовых месторождений показал, ^то ежесуточно из скважины нужно отбирать газ не полностью, а лишь некоторую часть того количества, которое выбрасывается свободно на земную поверхность. Объясняется это тем, что при свободном фонтанировании газ по пласту и скважине движется с огромной скоростью и может поэтому увлечь за собой подземную воду. Кроме то&, стремительный газовый поток грозит обвалом забою — нижней части скважины.

Вот почему устанавливается строгий режим отбора газа из скважины, обеспечивающий ее длительное использование. Газа отбирают строго установленное количество. Тщательно следят за тем, чтобы давление газа не падало ниже назначенного. Обычно газ выдают при давлении несколько меньшем, чем давление газового пласта.

Итак, газ из глубины земли вывели на поверхность, отрегулировали количество его выдачи из скважины.

Готов ли он к потреблению? Можно ли его направлять прямо в газопровод и передавать в Москву?

Оказывается, нет.

В нем есть механические примеси и капельки воды, которые снижают качество газа и затрудняют его передачу на большое расстояние. Поэтому газ от головки скважины направляют по трубам, диаметром в 4 дюйма, в специальный аппарат — сепаратор. Здесь газ частично очищается от механических примесей и воды.

Очищенный газ из сепаратора поступает в кольцевой трубопровод — сборный коллектор. Диаметр его труб уже 12 дюймов, Сборный коллектор принимает газ из всех действующих скважин. Газ, имевший в глубине земли давление в 85 атмосфер, из головки скважины выпускается, как уже сказано, под давлением в 60—70 атмосфер. Пройдя сепаратор, он еще теряет давление и приходит в сборный коллектор уже лишь при давлении в 50 атмосфер. При этом давлении газ нз сборного коллектора впускают в магистральный провод Саратов—Москва. Диаметр стальных труб- магистрали также 12 дюймов.

Но естественного давления в 50 атмосфер нехватит для того, чтобы газ доставить в Москву. По пути через определенные промежутки его кадо подталкивать искусственно специальными, очень сильными машинамикомпрессорами. Рассчитано, что для передачи газа из Саратова в Москву по газопроводу диаметром в 12 дюймов на трассе должно быть построено 6 мощных компрессорных станций с интервалами между ними в 105—125 километров. Однако первая головная компрессорная станция строится в 40 километрах от " скважин, дающих газ. Делается это для того, чтобы использовать естественное давление газа в 50 атмосфер, под которым он поступает из сбор^ ного коллектора в магистральный трубопровод. Таким образом, газ» вырываясь аз-под земли под огром-

ГАЗОНОёНЫИ ИЗВЕСТНЯК

На нашем рисунке изображена схема газопровода Саратов—Москва. Вы видите путь природного газа. Из глубины земли он поступает на поверхность и в сепараторе очищается от механических примесей и - воды. Подгоняемый мощными компрессорами, подвергаясь очистке, обработанный в специальных механизмах — саратовский газ, пройдя свыше 800 километров по 1 рубан, поступает на московские предприятия и квартиры, О назначении изображенных здесь механизмов рассказывается в статье «Газопровод Саратов—Москва».