Техника - молодёжи 1947-02, страница 26

Техника - молодёжи 1947-02, страница 26

лг. ИЛЬИН

Рис. С. ЛОДЫГИНА

'Zuu^a и

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 1

В шесть часов тридцать минут наблюдатель выходит на площадку.

Он выходит на площадку четыре раза в сутки. Таково расписание его работы.

Но Погода не считается с этим расписанием. Она-то работает непрерывно все двадцать четыре часа. И следить за ней надо было бы все время, а не только иногда. Взять хотя бы давление. Чтобы предсказывать погоду, мало знать, какое сейчас давление. Надо знать, падало оно или поднималось за последние часы. Может быть, оно сначала падало, а потом остановилось, или наоборот.

Но как же наблюдать непрерывно? Ведь нельзя же у каждого прибора поставить часового и сменять часовых, как в карауле.

Тут есть только один выход: сделать так, чтобы сама погода вела свой дневник. Раз у нее двадцатичетырехчасовой рабочий день, пусть она сама и работает на станции бессменным наблюдателем. Пусть ведет и записывает наблюдения.

Когда мы пишем, мы берем в руки перо.

А как дать в руки перо воздуху~~ Невидимке?

Ведь у него и рук-то нет.

Руку ему можно сделать искусственную. Пусть он сжимает, как мышцу, упругую коробку со стальной пружиной внутри. Пусть эта мышца шевелит рычагами, как пальцами. А пальцы пусть держат перо.

Достаточно будет 'воздуху сильнее надавить, и перо пойдет вверх. Стоит воздуху ослабить нажим, и перо поведет черту вниз.

Но записывать давление надо не как придется, а. точно по часам.

Как же заставить погоду смотреть на часы?

Часы сами могут помочь делу. Можно устроить так, чтобы они во-время подставляли бумагу под перо. Для этого надо заранее разметить часы и дни на бумажной ленте и этой лентой обернуть барабан. Часовой механизм будет вращать барабан, и перо будет записывать давление непрерывно минута за минутой, час за часом.

Когда мы пишем, у нас перо идет вдоль линейки по бумаге, а тут бумага проходит под пером

Так Погоду можно научить грамоте.

1 Начало см. с № 1 по № 12 за 1946 г. нвМ1за 1947 г.

А грамотная Погода может записывать не только давление, но и влажность, и температуру, и осадки.

Для записи влажности надо вместо упругой коробки ©зять волосок. Волосок будет делаться то длиннее, то короче, смотря по тому, сырая погода или сухая. Укорачиваясь, волосок будет тянуть рычажок, удлиняясь — отпускать. А рычажок будет приводить в ход перо.

Выходит, что Погоду, пожалуй, даже легче научить писать, чем ленивого школьника. Снег может писать, нажимая своей тяжестью на весы. Дождь может писать, поднимая и опуская поплавок. Жара и холод могут сжимать и растягивать пластинку, составленную из двух разных металлов. Один будет расширяться от жары больше, другой —-меньше. А это заставит пластинку изогнуться и повернуть рычажок.

Солнцу, и тому можно приказать отмечать свою явку на работу. Для этого надо только подставить на пути солнечных лучей зажигательное стекло. И яркое пятнышко будет прожигать на ленте черную дымящуюся дорожку. А ленту надо разделить на часы, чтобы знать, когда именно солнце сияло и когда скрывалось за тунами.

Значит, на станции наблюдателю могут помочь сами стихии. И стихии прилежно делают свое дело. Небо само записывает, сколько оно дает света Земле. А Земля тоже сама ведет счет своему невидимому темному излучению, которое она по ночам отдает обратно мировому пространству.

Приборы измеряют то, чего не могли

бы уловить самый зоркий глаз и самое чуткое ухо.

Есть приборы такие чуткие, . что наблюдатель боится подойти к ним, прячется от них, особенно если он одет в белое. От белой одежды падает на прибор отраженный свет и заставляет отклоняться чувствительную, дрожащую стрелку.

Тысячами глаз и тысячами приборов, более зорких, чем глаз, следят люди за каждым шагом Погоды.

Но то, что видят, — это только следы ее ног.

Наблюдатель на своей площадке похож на жителя подвала: из подвального окна ничего не увидишь, кроме ног, и приходится судить о прохожих по обуви.

Метеорологическая будка поднимается всего лишь на два метра над землей, флюгер — несколькими метрами выше.

А как выглядит Погода на высоте в три, в пять километров?

По каким путям движется там воздух? Какие облака над теми облаками, которые мы ©адим с Земли?

Там наверху проходят пути воздушных кораблей.

Когда летчик собирается в дорогу, ему надо дать разрез воздушного океана: показать, какие он встретит облака и на какой высоте, где ему будет угрожать обледенение, в каких местах будут дожди, грозы, туманы.

Летчику надо рассказать, где и какие дуют ветры. Поближе к земле может быть один ветер, повыше — другой. И если летчик будет это знать, он лучше сумеет выбрать высоту для полета, чтобы не тратить зря горючее, а лететь с попутным ветром.

Разрез атмосферы нужен и синоптику, чтобы он увереннее мог суДнть о завтрашней погоде, о движении воздушных масс, циклонов, антициклонов.

Радиолокатор следит за полетом шаров-пилотов*

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Черта для разметки

Близкие к этой страницы